search
main
0

От “общества риска” к правовой культуре

Наше движение к гражданскому обществу и правовому государству определяет особую активность развития системы правового образования населения Российской Федерации как условия становления правовой культуры ее граждан.
Становление культуры личности – это приобщение ее к опыту творческого освоения действительности, накопленному предыдущими поколениями людей и воплощенному в ценностях материальной и духовной культуры, к ценностям права и к опыту позитивного, социально полезного поведения в правовой сфере. Правовая культура личности выражается в единстве правовых знаний, адекватно отражающих правовую действительность, эмоционального социально полезного отношения к правовым явлениям и правомерного поведения.
Известно, что слово “культура” первоначально означало возделывание, облагораживание (культивирование) почвы. Исходя из этого, можно сказать, что правовая культура облагораживает как саму личность, формируя у нее ответственность, дисциплинированность, уверенность в себе, связанную с умением ориентироваться в хитросплетениях общественных отношений и выбирать правомерный способ действий, так и общество. Известный социолог Н.Смелзер в качестве важнейших элементов культуры выделяет понятия, обозначающие способ организации человеческого опыта, отношения или представления о том, каким образом различные аспекты опыта людей связаны между собой, ценности или общепринятые верования относительно целей, к которым люди должны стремиться, правила или нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями их культуры. Заметим, что правовая культура общества включает все названные элементы культуры.
Правовая культура общества в качестве составных элементов включает юридическую науку; правовую идеологию, утверждающую и обосновывающую правовые ценности; правовую психологию, т.е. обыденные правовые представления и социальные эмоции по отношению к правовым явлениям; объективное право и законотворчество, правоотношения, правопорядок и способы его охраны. Ядром правовой культуры общества являются развитое общественное правосознание, где формируются ценностные, нормативные основы правового бытия, сама идея закона, государства и власти, которая затем воплощается в основополагающих принципах права и в совокупности правовых норм. Таким образом, развитое общественное правосознание является идейным источником созидательной деятельности людей в правовой сфере.
Рассмотрение сущности правовой культуры общества позволяет осознать ее конкретно-исторический характер, тесную связь с существующим общественным строем, а также с типом мышления, менталитетом и традициями народа. Именно эти факторы определяют ценности и идеалы, находящие выражение и закрепление в правовой системе общества.
Естественно, что правовая культура общества оказывает прямое воздействие на правовую культуру личности, так как индивидуальное правосознание, включающее три основных компонента: а) правовые знания, представления, взгляды; б) правовые чувства; в) волю субъекта, – отражает всю совокупность правовых явлений общества, как позитивных (культура), так и негативных (антикультура). Побудительными факторами к позитивному волевому действию являются установки личности на соблюдение и укрепление правопорядка.
Индивидуальное правосознание может складываться стихийно под воздействием правовой действительности, нередко противоречивой; опыта (подчас негативного) участия в правоотношениях в качестве их субъекта, а также под влиянием микросреды, в которой находится индивид. В связи с этим у личности нередко происходит становление ущербного правосознания, искаженно и однобоко отражающего правовую реальность.
Другой путь становления правосознания личности – это ее правовое образование, помогающее осознать социальную ценность права, понять смысл действующих законов и их личную значимость. В этом случае, даже сталкиваясь с негативными явлениями в правовой сфере, человек будет воспринимать их не как норму жизни, а как противоречащие праву и требующие устранения. Таким образом, в процессе правового образования происходит становление позитивного, развитого, целостного правосознания, являющегося ядром правовой культуры личности, побуждая ее к правомерным действиям и поступкам.
Однако правовая культура индивида не означает отсутствия противоречий между ней и правовой системой. Это часто связано с отставанием действующего законодательства от осознанных индивидом личных и общественных потребностей. Общественно необходимые новые правила жизни общества, прежде чем воплотиться в законе, возникают в сознании как должные. Отставание отдельных правовых институтов и норм права от развития правосознания граждан может стать (и становится) источником конфликтов между гражданами и государством. Тем самым правосознание граждан оказывает непосредственное воздействие на правотворчество, являясь идейным источником обновления законодательства. С другой стороны, новые нормы права, усвоенные индивидом, выполняя регулятивную функцию, оказывают воздействие на его поведение, расширяя сферу правомерных действий (в случаях отмены тех или иных запретов). В каждом из указанных случаев мы имеем дело с эволюцией правовой культуры личности.
Правовая культуры личности, так же как и правовая культура общества, – явление конкретно-историческое. Изменяются конкретно-исторические условия жизни общества – должно измениться и качество правовой культуры его граждан.
В связи с кардинальными изменениями, происходящими в России в настоящее время, качественно меняется правовая основа общества. Конституция РФ ориентирует всю правовую систему на приоритет интересов человека и гражданина, утверждает гуманные принципы, провозглашенные в документах международного права, в соответствии с этим изменяется и содержание правовой культуры общества, ориентированной на ценности демократии и гуманизма, что, в свою очередь, требует пересмотра содержания правового образования, чтобы с учетом реалий жизни и перспектив развития российского общества ориентироваться на иные качества правовой культуры граждан.
Правовая культура гражданина России в постсоветский период должна обладать (по сравнению с советским периодом) качественно новыми чертами. В тоталитарном обществе требования к правовой культуре ограничивались такими, как уважение к праву, закону; требовались законопослушное поведение индивида и его участие в общественной работе по охране правопорядка.
В демократическом обществе, где появляются реальные механизмы для воздействия граждан на сферу законотворчества, возрастает ответственность рядовых граждан за качество принимаемых законов. Поэтому способность граждан критически оценивать принимаемые законы, их готовность участвовать в подготовке законодательства, протестовать против законов, противоречащих духу права (принципам гуманизма и демократии), – обязательный компонент правовой культуры личности, живущей в демократическом обществе.
Для права в демократическом обществе характерно признание и защита государством прав человека и гражданина, предоставление самому гражданину права защищать свои права всеми законными способами. Поэтому важным показателем правовой культуры гражданина демократического общества является не только знание своих прав и свобод, но и умение и готовность защищать свои права в случае их нарушения, а также солидаризироваться с другими гражданами, чьи права также нарушены.
Действующий в демократическом обществе правовой принцип “разрешено все, что не запрещено” означает предоставление гражданам государства широких возможностей выбора направлений и способов деятельности в разных сферах жизни общества, в то же время это значительно повышает требования к правовым знаниям граждан, чтобы, пользуясь предоставленной им свободой, они не вышли за рамки правового пространства.
Таким образом, правовое образование граждан современной России должно ориентироваться на становление правовой культуры граждан открытого демократического общества.
Компонентами такой культуры являются:
– систематизированные научные знания о праве и о заложенных в нем гуманистических принципах, о системе действующих в разных сферах жизни общества правовых норм и порядке их применения, о системе прав, свобод и обязанностей граждан, о способах реализации и защиты прав и свобод, о реально существующем в обществе правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны;
– ориентированное на социальную ценность права и строгого правопорядка эмоциональное отношение к правовым явлениям – уважение к праву и активное неприятие нарушений правопорядка, установка на законопослушание, на практическое применение правовых знаний для решения личных жизненных проблем, на восприятие правовых предписаний как лично значимых и готовность проявить волю для их выполнения, на совершенствование действующего законодательства;
– социально полезное поведение личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации своих прав и свобод, в защите своих прав в случае их нарушения, в участии в правозащитных акциях (в случае нарушения прав других граждан), в честном и добросовестном выполнении обязанностей гражданина России, в способности в быстро меняющемся мире действовать в различных жизненных ситуациях юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы, в личной причастности к совершенствованию российского законодательства.
Гражданин России как демократического государства, находящегося на этапе становления гражданского общества и правового государства, может и должен осознавать такие правовые ценности, как равенство всех перед законом; признание неотъемлемыми естественных прав человека; право человека на индивидуальность; ограничение возможности вмешательства государства в частную жизнь граждан; право на защиту своих прав и свобод со стороны государства; презумпцию невиновности и право самого гражданина защищать свои права и свободы в случае их нарушения; реальность и широту политических прав и свобод граждан и ряда других.
Актуальность осуществления целенаправленного, эффективного правового образования граждан, ориентированного на формирование гуманистической и демократической правовой культуры личности, определяется потребностями государства, общества и личности, непосредственно связанными с теми процессами, которые характерны для современной России, и перспективными тенденциями ее развития.
Превращение России в правовое государство невозможно без преодоления правового нигилизма граждан, характерного и для предыдущих этапов российской истории, но усилившегося в 1990 годы в связи с происшедшей в обществе критической переоценкой нравственных ценностей советского общества, не замененных, однако, в сознании многих людей новыми демократическими и гуманистическими ценностями. Благодатной почвой для роста правового нигилизма явилась проявленная в переходный период слабость государства в борьбе с организованной преступностью и коррупцией государственных чиновников.
Вызывает тревогу все большее вовлечение молодежи в криминальную сферу. По данным социологов, в 1994 году половину всех преступлений в стране совершили молодые люди от 14 до 30 лет, причем многие из них оказались вовлеченными в организованную преступность в качестве непосредственных исполнителей. Наиболее криминальная часть этой возрастной группы – подростки 16-17 лет.
Конечно, рассмотренные негативные явления современной российской жизни имеют в первую очередь социальные и политические причины. Однако они свидетельствуют и об ущербности общекультурного и правового образования, полученного гражданами России. Поэтому для создания эффективной системы правового образования граждан необходим поиск ученых и практических работников. Результат этого поиска может сыграть важную роль в преодолении правового нигилизма и в борьбе государства с преступностью.
Возможности воздействия правового образования граждан на развитие государства и общества отнюдь не сводятся к профилактике правонарушений и преступлений, в частности среди молодежи. Они значительно шире. Отсюда и многообразие требований, предъявляемых сегодня к результатам правового образования.
Для современного этапа функционирования российской правовой системы характерно ее кардинальное обновление. Налицо кодификация, инкорпорация основных гражданских, финансовых, административных, судебных и других юридических институтов. Напомним, что законодательство, уже существовавшее в 1980 годы, не могло эффективно регулировать возникавшие новые гражданские отношения. Поэтому одновременно с разложением и ослаблением прежних подходов к системе права идет процесс формирования нового законодательства, приближающегося по своим характеристикам к общецивилизационным.
Однако степень воздействия содержания в законодательных актах новых правовых норм на жизнь общества прямо зависит от готовности граждан руководствоваться ими в своей повседневной жизни. Именно правовое образование должно подготовить граждан к практическому применению обновленного законодательства.
Демократическое устройство общества само по себе не исключает возникновения ситуаций, когда права отдельных граждан или даже определенных социальных групп могут быть нарушены. В этом случае вступает в действие мощный, хорошо отлаженный механизм защиты и восстановления нарушенных прав граждан. Существенная роль при этом отводится самому гражданину, который имеет возможность, опираясь на систему соответствующих правовых норм с использованием адвокатуры, суда, прокуратуры, средств массовой информации, общественных институтов, защитить свои права и восстановить их.
Конечно, в условиях современной России рано говорить о наличии такой системы, однако некоторые правовые средства защиты гражданином своих прав имеются. Правда, используются они явно недостаточно, что, в частности, создает условия для произвола и злоупотребления чиновников в отношении граждан. Причины пассивности большинства граждан в отношении защиты своих прав многообразны. К ним можно отнести комплекс психологических факторов: полученная из предшествующей советской эпохи привычка к покорности начальству, робость и страх перед любым чиновником, неверие граждан в свои силы и в возможность добиться правды, отсутствие необходимого для свободного человека чувства собственного достоинства.
Такое отношение граждан к самим себе и к своим правам показывает ущербность их правосознания. Многие просто не знают своих прав, другие, даже зная их, не имеют представления о тех действиях, которые предусмотрены правом для защиты своих прав. Этим объясняется отсутствие у граждан установки на защиту своих прав и свобод правовыми средствами, а также воли к подобным действиям, т.е. у них нет опыта правозащитных действий. Поэтому правовое образование должно решать задачи обучения граждан защите своих прав и свобод, не выходя при этом за рамки правового пространства, способствовать формированию таких важных свойств личности, как самоуважение, чувство собственного достоинства.
Готовность и умение граждан защитить свои права и их нетерпимое отношение к любым фактам нарушения прав человека станут важным фактором оздоровления российского общества, движения к правовому государству и гражданскому обществу.
Говоря об общественных потребностях, делающих правовое образование граждан России особенно актуальным, отметим еще ряд обстоятельств, связанных со становлением в России демократии и гражданского общества. Переход от тоталитарного режима к демократии опасен разрушением элементарного порядка жизни общества, ростом нестабильности, возникновением острых социальных конфликтов. При низкой политической культуре населения, ущербном правосознании многих граждан, размытости у них нравственных ориентиров свобода воспринимается как вседозволенность, что чревато анархическими, разрушительными социальными действиями, когда важную роль начинает играть “улица”, когда психология толпы побеждает разум. Таким образом, общество превращается в “общество риска”, т.е. оно представляет собой социум, находящийся в ситуации неопределенности, отсутствия устойчивого политического режима, стабильной экономической системы, морально-психологического фундамента.
Наряду с опасностью анархии и хаоса в “обществе риска” есть и другая опасность – скатывание к диктатуре в силу возникающего в обществе стремления установить порядок с помощью “твердой руки”. Поэтому избежать опасных поворотов в жизни российского общества должны помочь не только укрепление государственных институтов власти, действующих в рамках демократического режима, но и “окультуривание” общества – рост политической и правовой культуры граждан, формирование у них чувства ответственности за свои действия и за судьбу страны, уважение к праву и правопорядку.
Соблюдение гражданами правовых предписаний, действие в рамках законов должны стать важным фактором стабилизации жизни.

Наталья ЭЛИАСБЕРГ,
доктор педагогических наук,
член-корреспондент
Академии гуманитарных наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте