search
main
0

От нуля до творчества. Технология учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика

Я преподаю биологию в многопрофильной гимназии, которая работает над отработкой эксперимента по внедрению профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть

Моя авторская методика преподавания биологии в различных профильных классах заключается в комплексном использовании технологии ИСУД (индивидуального стиля учебной деятельности), предложенной Натальей Леонидовной Галеевой, и программ психологического сопровождения, профориентации, профдиагностики и профконсультирования, направленных на обеспечение успешного усвоения базовых и профильных программ по биологии и формирование ключевых компетенций. Я разработала программу психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, на основе которой строится процесс преподавания во всех параллелях.

Преподавание в профильных классах строится также на основе программы опытно-экспериментальной работы гимназии, одним из разработчиков которой я являюсь.

Особенность авторского метода заключается в построении учебного процесса целиком на диагностической основе. Диагностируются такие параметры, как обученность, обучаемость, уровень развития познавательных процессов (память, внимание, мышление, тип восприятия, функциональное доминирование полушарий мозга), уровень развития ОУУН (общеучебных умений и навыков), уровень сформированности компетенций (социальной, продуктивной, автономизационной), динамика изменений мотивационной сферы, потребностей и интересов.

В ходе апробации технологии ИСУД я выбрала следующие параметры (ресурсы) учебного успеха ученика. (См. таблицу.)

На основе заявленных параметров определяется уровень обучаемости, или уровень учебно-познавательных возможностей.

Обучаемость проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика. Значение параметра определяет дозу педагогической помощи и место учителя в зоне ближайшего развития ученика по отношению к актуальной зоне: чем ниже уровень обучаемости ребенка, тем больше доза педагогической помощи, тем «ближе» к ученику должен находиться учитель.

3-й уровень обучаемости – наиболее высокий, творческий уровень (способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решения и т. д.).

2-й уровень обучаемости – высокий, прикладной уровень (способность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации).

1-й уровень обучаемости – репродуктивный, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму.

Нулевой уровень обучаемости – случаи, когда ученик не может на уроках данного предмета проявить даже минимальные возможности (группа учебного риска).

Обучаемость определяется мной по методике диагностирующих контрольно-методических срезов по следующему алгоритму:

выбирается небольшой учебный материал, изложение которого составляет для учащихся 9-11-х классов не более 12 минут;

я объясняю материал, при этом стараюсь работать в разных модальностях (визуальной, аудиальной, кинестетической);

проводится первичное закрепление (7 мин);

организуется самостоятельная работа учащихся, в ходе которой они отвечают на 5 вопросов:

1. Напишите, что нового вы узнали на уроке.

2. Ответьте на вопрос по содержанию учебного материала (воспроизведите факт, событие, назовите и дайте определение новому термину и т. д.).

3. Выполните задание по образцу.

4. Выполните задание в измененной ситуации.

5. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, реальной жизнью, другими учебными предметами.

Если правильно выполнены все задания, можно говорить о творческом уровне обучаемости. Если ученик справился с четырьмя заданиями – о прикладном уровне. Если выполнены три задания – о репродуктивном уровне обучаемости.

Приведу пример текста контрольно-методического среза на определение обучаемости на уроке биологии в 10-м классе.

Тема «Структура

и функции ДНК»

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Напишите особенности пространственной и химической структуры ДНК и ее функции.

3. а) Выберите из списка особенностей те, что относятся к ДНК и РНК:

содержит дезоксирибозу, содержит рибозу, в составе есть следующие азотистые основания: аденин, тимин, гуанин, цитозин; в составе есть следующие азотистые основания: аденин, урацил, гуанин, цитозин; односпиральная молекула; двуспиральная молекула.

б) Соедините функции, свойства и тип нуклеиновой кислоты:

хранение и передача наследственной информации (ДНК)

образуется в процессе транскрипции (РНК)

транспортирует аминокислоты (…)

реплицируется (…)

кодирует информацию о структуре белка (…)

входит в состав хромосомы эукариотической клетки (…)

4. Вставьте пропущенные слова

Ген – это участок молекулы ___________, в котором закодирована информация об одной молекуле белка.

Двойную спираль молекулы ДНК поддерживают водородные связи между азотистыми основаниями, которые образуются по принципу ________________.

На матрице молекулы ДНК в процессе транскрипции синтезируется молекула ____________.

5. Выскажите ваши предположения, почему первой на планете, по мнению ряда ученых, синтезировалась молекула РНК, а не ДНК.

Такая диагностика уровня обучаемости – первый шаг к дальнейшей дифференцированной работе. Задания, расширяющие и формирующие мыслительные навыки и компетенции учащихся, подбираются и с учетом следующих психофизиологических особенностей развития познавательных процессов:

внимания (диагностируются объем, степень распределения, уровень концентрации, устойчивости, переключаемости);

памяти (диагностируются тип памяти: словесно-логическая, образная, двигательная, эмоциональная и уровни развития памяти);

модальности восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический);

функциональной асимметрии полушарий головного мозга (левополушарник, правополушарник, синтетический тип);

структуры мотивационной сферы (доминирующая мотивация: познавательная, социальная, соревновательная, достижения цели, саморазвития и самосовершенствования).

Все эти параметры оцениваются на основе данных психологической диагностики.

На уроках в ходе наблюдений и по результатам диагностических контрольных работ оцениваются параметры сформированности компетенций:

организационной;

коммуникативной;

информационной;

когнитивной.

На основе результатов диагностики составляется характеристика для каждого ребенка или каждого психофизиологического типа личности. А также создается обобщенная картотека форм и видов учебной деятельности для индивидуальных программ развития учащихся различных профильных классов.

Но как же спланировать урок в классе, где собрались учащиеся с различными типами восприятия, разным уровнем обученности и обучаемости, различной степенью сформированности когнитивной компетенции?

Приведу пример планирования урока в таком классе.

Он, как правило, состоит из двух основных этапов:

закрепление необходимого учебного материала в режиме учебного успеха с опорой на ведущие каналы восприятия и уровень обучаемости каждого ученика;

отработка этой же информации на заданиях повышенного уровня сложности, развитие «западающей» модальности восприятия.

Разминку также можно построить исходя из характеристик класса: сначала дать задание на визуальный канал восприятия информации, чтобы обеспечить успех большинства, затем – на кинестетический и наконец на аудиальный.

План урока в 10-м классе «Клетка как система органоидов»

1. Организационный момент (обсуждение целей, плана, анализ карты самооценки).

2. Разминка:

а) на доске записаны и пронумерованы названия органоидов. На слайдах, быстро сменяющих друг друга, появляются изображения органоидов. Учащиеся соотносят изображения со списком, записывая порядковые номера органоидов;

б) каждый ученик получает набор карточек с названиями органоидов, необходимо выбрать и записать в карту самооценки те органоиды, которые встречаются в растительной клетке;

в) в карте самооценки прописаны цифры от 1 до 8. Учащиеся слушают список органоидов, зачеркивая только те, в состав которых входят мембранные структуры.

3. Выполнение индивидуальных заданий, дифференцированных в зависимости от ведущих каналов восприятия информации.

Для кинестетиков: из набора карточек составить пары – название органоида и его изображение.

Для кинестетически-визуального типа: собрать из карточек модель растительной клетки.

Для аудиалов, кинестетиков: собрать модель животной клетки в парах и назвать все органоиды друг другу.

4. Решение развивающих заданий:

а) для учащихся, плохо работающих в аудиальной модальности, – решить развивающие каноны, придумать загадку об органоиде, записать буквенный диктант на слух;

б) для учащихся, плохо работающих с моделями, – приготовить микропрепарат клетки и зарисовать ее, подписав органоиды (развиваем кинестетическую модальность восприятия);

в) для аудиалов, плохо воспринимающих визуальный ряд без объяснения, – просмотр видеомодели с предварительным заданием: сравнить видеоряд и рисунки в учебнике.

5. Подведение итогов урока: анализ индивидуальных карт самооценки, определение каждым учеником своей программы подготовки к зачету.

Применяемая технология не только способствует растущему интересу детей к непрофильным дисциплинам, но и существенно снижает риск учебной неуспешности, открывает возможности для диалога и понимания между учителем и учеником.

Ольга МАШЕНКИНА, учитель биологии гимназии №1 города Майского, участница Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009», Кабардино-Балкарская Республика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте