Цель курса – рассмотреть основные вопросы семейного права: брак, личные и имущественные правоотношения супругов, права и обязанности родителей и детей. Особое внимание уделяется новым институтам семейного права, в частности, брачному договору, алиментным соглашениям. Основные задачи: освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории семьи и основных вопросов семейного права; помощь в развитии у них демократизма и толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов; развитие историко-правового мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, аргументированно выражать собственное отношение к дискуссионным проблемам; овладение подростками умениями и навыками поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников; совершенствование коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; формирование моральных ориентиров, включающих так называемые простые нормы нравственности, а также высшие социально-нравственные качества; правовой культуры, предусматривающей готовность и умение конструктивно действовать в условиях становления правового государства; социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых отношений, толерантность к иному образу жизни и образу мыслей.
Воспитание указанных качеств личности, ее самосознания, идеалов, ценностных ориентиров предполагает усвоение определенных знаний, выработку соответствующих умений, овладение другими элементами культуры.
Методы и формы обучения
Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Основные приоритеты методики: междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения; обучения через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, различий в стилях познания – индивидуальных способах обработки информации об окружающем мире; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование); личностно-деятельный и субъект-субъективный подходы (большое внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие). Ведущее место в обучении отводится методам, стимулирующим познавательную активность учащихся. Велика доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации. Предусмотрены коллективные и индивидуально-групповые формы изучения.
Формы контроля
Для контроля уровня достижений учащихся могут быть использованы такие способы, как наблюдение активности на занятии, беседа с учащимися, родителями, анализ творческих работ, результатов выполнения заданий, тестирование.
Результаты изучения курса
Ожидаемый результат изучения курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности, будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения? В результате изучения курса «Семья: историко-правовой аспект» учащийся должен иметь представление об истории семьи и основных вопросах семейного права РФ. В процессе обучения дети приобретают следующие умения: работать с различными источниками; отбирать необходимые материалы для выполнения задания; анализировать и обобщать; представлять результаты в виде таблиц, схем; интерпретировать полученные результаты своей работы; делать выводы; иметь опыт работы в группе, работы по решению проблем.
Аннотация
Программа элективного курса по истории и обществознанию для 9-го класса в рамках предпрофильной подготовки. Данный курс способствует углубленному изучению вопросов истории семейного права и основных моментов семейных правоотношений, создает условия для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора образовательной траектории в соответствии с потребностями, способностями и склонностями обучающихся. Расширяет возможности социализации учащихся в частности, более эффективно готовит выпускников к профессиональному самоопределению.
Содержание программы
Введение (1 час).
Вводная лекция.
Тема 1. (3 часа).
Лекция: «Семейное право России до Петра I».
Лекция: «Семейное право России периода империи».
Лекция: «Семейное право России XX в.».
Тема 2. Брак. (3 часа).
Практическое занятие: «Заключение брака».
Практическое занятие: «Признание брака недействительным».
Лекция: «Расторжение брака».
Тема 3. Личные и имущественные правоотношения супругов (3 часа).
Лекция: «Личные неимущественные права и обязанности супругов».
Практическое занятие: «Имущественные отношения супругов».
Тема 4. Правоотношения родителей и детей (2 часа).
Лекция: «Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства».
Заключительное занятие (2 часа).
Деловая игра.
Предмет семейного права
Цели: выяснить, каков круг отношений, регулируемых семейным правом, их особенности, а также познакомиться с источниками семейного права.
Основные понятия: Семейный кодекс РФ, семья, семейные отношения, личные и имущественные отношения.
План занятия:
1. Отношения, регулируемые семейным правом.
2. Особенности семейных отношений.
3. Источники семейного права.
В начале урока учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определение семьи.
Подводя итог, учитель отмечает, что семья в юридическом смысле определяется как «круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание». Из данного определения вытекает другое. Семейные правоотношения – это личные и имущественные отношения между членами семьи и другими лицами, урегулированные нормами права. Субъектами данных правоотношений являются граждане (физические лица), а в некоторых случаях специальные органы (например, органы опеки и попечительства).
С точки зрения содержания семейные правоотношения могут быть имущественными (например, денежное содержание, выплачиваемое престарелым родителям) и неимущественными (право супруга выбрать фамилию другого супруга или оставить прежнюю при вступлении в брак).
В ходе объяснения учащиеся работают со схемой «Семейные правоотношения».
Можно выделить несколько отличительных черт семейных отношений.
Среди них такие, как: семейные отношения носят длящийся характер; семейные отношения связаны с определенными субъектами и являются строго личными; семейные отношения безвозмездны; семейному праву присущи свои собственные санкции.
В соответствии со ст.72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Это означает, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ. Это, с одной стороны, позволяет обеспечивать единообразие семейного законодательства, а с другой стороны – учесть местные обычаи и особенности, существующие в регионах. Так, ст.13 СК РФ гласит, что «брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет». Однако брачный возраст снижен.
Согласно ст.3 СК РФ семейное законодательство состоит из СК РФ и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ним, а также из ряда законов субъектов РФ. Помимо СК РФ ряд норм семейного права содержится в ГК РФ, нормативно-правовых актах Правительства РФ и указах Президента РФ. В соответствии с Конституцией международные договоры РФ являются частью ее правовой системы.
Учащимся предлагается задание: составить иерархию источников семейного права: Семейный кодекс, Гражданский кодекс, указы Президента РФ, Конституция РФ, международные договоры, законы субъектов РФ, нормативно-правовые акты Правительства РФ.
«Источники семейного права»
Конституция Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской
Далее учащиеся знакомятся с Семейным кодексом. Им предлагается выяснить, когда был принят новый кодекс и каково его содержание.
История семейного права
Эта тема имеет обзорный характер. Она посвящена истории и особенностям семьи. Семейных правоотношений в России.
Цели: познакомить учащихся с историческими сведениями о семейном укладе народов, населявших территорию России с древнейших времен. Показать специфику России как особого региона, существенно отличающегося от Запада. Определить систему семейных ценностей, выработанную российской цивилизацией.
Основные понятия: полигамная семья, моногамная семья, обычное право, Номоканон, Кормчая книга, сепарация, декрет, кодекс.
См. таблицу
Семейное право России XIX в.
Каноническое право (акты церкви), светское законодательство (императорские указы. Свод законов Российской империи). Церковное венчание. Власть мужа формально сохранялась до 1917 года. Жена имела право и была обязана носить имя мужа и следовать его состоянию. Имущественные отношения меняются (приданым жены муж не имеет права пользоваться). Развод становится менее свободным. Процедура развода очень сложная и осуществлялась судами Духовных консисторий.
Период в истории семейного права: семейное право в XX в.
Правовые основы семьи: Декрет
1917 г. «О гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния». «О расторжении брака». 1918 г. «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». 1926 г. Кодекс законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО). 1969 г. Кодекс о браке и семье РСФСР. 1995 г. Семейный кодекс.
Способ заключения брака: независимо от вероисповедания браки заключаются в государственных органах. Регистрация брака не отменена, но фактически брачные отношения во многом приравнены к зарегистрированному браку. Признается только зарегистрированный брак.
Права и обязанности супругов: супруги полностью уравнивались в правах.
Способ прекращения брака: бракоразводные дела были изъяты из компетенции церкви и передавались судам или в органы загса.
Форма семьи: моногамия.
Цели: учащиеся знакомятся с порядком заключения брака, условиями и препятствиями для заключения брака.
Брак, загс, государственная регистрация брака, условия и препятствия для заключения брака, брачный возраст.
Порядок заключения брака
В нашей стране правовые последствия имеет только зарегистрированный брак, но так было не всегда. Известно несколько способов заключения браков. Среди них наиболее древний – похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней. В древние времена существовал и такой способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников. При этом согласие невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой. Церемония брака сопровождалась специальным обрядом: невесту приводили вечером в дом к жениху, и она снимала с него обувь. С принятием христианства изменились и представления о браке. В России начинает действовать Номоканон – собрание византийского семейного права. Церковное венчание, введенное в ХI веке, практиковалось только среди высших слоев общества.
Постепенно усиливается роль светского законодательства. Однако дореволюционная Россия так и не дошла до создания единого для всех подданных законодательства о браке.
В заключение важно подчеркнуть, что новое семейное законодательство придает большое значение только зарегистрированному браку.
Марина РОМАНОВА, учитель истории и обществознания, Волгоград
Комментарии