search
main
0

От ноля до трех – и поскорее!

Времени на самом деле очень мало. Его почти что и нет. Недаром же, когда одного великого педагога и практика по работе с детьми молодая мать спросила, когда ей начинать заниматься с только что родившимся малышом, он ответил: «Вы опоздали уже на девять месяцев».

Сейчас, кстати, многие молодые мамы так опаздывать не хотят и стараются делать как можно больше для еще не родившегося малыша – ходят в музеи, слушают вместе с ним музыку, читают ему книжки, разговаривая с человечком, который пока еще внутри матери. Но вот он родился, и хлопоты, как правило, накрывают семейство с головой. Те матери, что ходили по музеям и слушали музыку, возможно, и в этой ситуации не прекратят своих усилий по развитию младенца с первых дней его появления в этом мире. Но педагоги и воспитатели детсадов, куда в результате приходят через несколько лет разные дети, радужных картин не рисуют – чаще всего родители мало знают о том, каковы способности их ребенка, а уж как понимать, развивать и помогать малышу радоваться миру вокруг – это и вовсе для многих мам и пап лишняя головная боль. Об этом говорили мы с заведующей детсадом – Центром развития ребенка №2721 Галиной Ярошенко. Много лет работая с детьми, она давно поняла, насколько важно начинать их развитие как можно раньше, как много можно успеть за первые годы жизни ребенка и как много можно потерять, если вовремя не научиться методикам и программам, которые помогут научить ребенка мыслить, понимать, обучаться, и при этом делать все это в игровой форме, с радостью и удовольствием. Поэтому она ни минуты не сомневалась, приняв с коллегами-единомышленниками участие в проекте-конкурсе «Детский сад – сад будущего», проводимом в столице, и именно в номинации «Малыши столицы: воспитание и обучение от трех месяцев до трех лет». Победа в этом конкурсе позволила воплощать на базе Центра развития ребенка, который возглавила Галина Борисовна, формы работы, помогающие заниматься развитием малыша с первых месяцев его жизни. Ходили мы с заведующей по коридорам детсада, заглядывая то в комнату, где шли занятия Центра игровой поддержки ребенка – мамы с малышами на руках танцевали, играли, разучивали песенки, то в бассейн и фитнесс-зал, где под руководством тренеров занимались разновозрастные малыши, то в комнаты, где с психологом, логопедом и социальным педагогом занимаются малыши и их родители, а то и прямо на обсуждение будущего мюзикла: в программе художественно-эстетического развития есть и постановки, и творческие мастерские, и занятия родительского клуба, и главное – регулярная совместная духовно-образовательная деятельность взрослых и малышей всех возрастов – от рождения и дальше. Слушая рассказы Галины Борисовны и знакомясь с новыми формами работы, я испытывала огромное чувство благодарности к педагогам такого уровня, такой энергии, потому что ведь еще несколько лет назад можно было только мечтать о том, что и у нас в стране посмотрят по-новому на развитие малышей с первых дней их жизни. Потому что те немногие педагоги-новаторы, которые хорошо понимали необходимость специальных программ для малышей, не получали ни поддержки, ни внимания со стороны официальных организаций. Оставалось только сокрушаться о том, что наши педагогические таланты порой больше знали и ценили за рубежом, чем на родине, и с завистью знакомиться с подобным опытом работы в других странах. Например, в Америке, на территории университета Лос-Анджелеса, я столкнулась с группой взрослых и малышей, которые гуляли, играли, пытались рассматривать растения вокруг и строить что-то на игровой площадке. Вроде бы обычная деятельность детей, но необычным был возраст – самыми большими в той группе были дети двух-трех лет, а рядом находились и груднички на руках у воспитателей, и те, кто только делал первые шаги. Познакомившись с ними, я узнала, что это детское учреждение – участник национальной программы для детей младшего возраста, которая так и называется – «От ноля до трех». Цель ее работы – информировать родителей и общество о том, что малыши от рождения гениальны, что нельзя терять ни минуты в их развитии, и делают это педагоги, показывая, как заниматься с новорожденными, как вести их по жизни от рождения и до трех лет. В задачу организации входит поддержка всех педагогов по стране, которые включились в программу, поддержка тех, кто продолжает работать над развитием программы, и конечно, обучение и подготовка родителей, желающих научиться тому, как же сделать так, чтобы ни один день жизни их малышей не был потерян для их развития и благополучия. В коллективе, с которым я повстречалась на территории университета, занимаются каждый год примерно 25-30 малышей, причем это дети сотрудников университета, аспирантов или даже студентов. У детей свои кроватки в спальнях, свои комнаты для игр. Группы смешанные и работают в этом похожем на наш детсад учреждении семь педагогов: пять – постоянно, а два – по скользящему графику. Но что особенно интересно, с детьми круглый год работают еще и студенты – будущие педагоги, примерно 30 студентов за семестр проходят здесь практику. Они изучают основы программы, учатся на деле проводить занятия, работать с родителями и, возможно, потом, начав работать, смогут уже в других городах и школах создавать подобные коллективы. Основная идея этой программы – научиться объединять различные области, на которые обычно делят развитие ребенка. Например, познавательная, социальная, эмоциональная и физическая составляющие развития ребенка часто рассматриваются как отдельные сферы, в которых и работают специалисты разной направленности. Педагоги этой программы на практике показывают, что все эти области пересекаются, взаимодействуют, и задача программы – предоставить все условия для обучения ребенка на базе объединения всех аспектов его развития в современной действительности. Практики и теоретики программы в один голос доказывают – хотя родившийся малыш и нуждается в заботе, поддержке, тщательной опеке взрослых, он уже с пеленок существо самостоятельное, уникальное, которое очень скоро покажет себя мотивированным, имеющим свои пристрастия и свои интересы человеком. Только не надо ему в этом мешать, надо просто предоставить все возможные варианты для его роста, развития, знакомства с окружающим миром. Перед ребенком нужно ставить задачи, и он научится проявлять свои умения, ему нужно предоставить физическую и эмоциональную поддержку, которой ребенок может доверять, и его связь с миром будет гармоничной и увлекательной. Программа предполагает, что в процессе работы будут не только проводиться обучение, исследование, развитие новых направлений и находок, но и будут найдены самые эффективные пути взаимодействия и взаимопонимания между малышами, родителями и педагогами, воспитателями. То есть будет работать та самая детско-взрослая общность, о которой сейчас так много говорят во всех экспериментальных программах детских садов нашей столицы. Вот какая параллель пришла мне в голову, когда я ходила за Галиной Ярошевской по комнатам, спальням и площадкам ее детсада. Что и говорить, ни по численности детей в группе, ни по количеству педагогов на определенное количество детей, ни по распространению программы в рамках всей страны наши переполненные дошкольные учреждения, конечно, пока не могут соперничать с программой «От ноля до трех», практикуемой в Америке.  Но зато нет никаких сомнений, что по содержанию программы наших экспериментальных площадок, ресурсных центров и центров раннего развития детей, созданных в последние годы на базе столичных детских садов, даже более насыщенны и креативны, чем некоторые зарубежные. Ведь талантливых педагогов, энтузиастов, готовых сутками пропадать на работе, лишь бы приблизиться к цели, нам не занимать. Именно поэтому таким популярным и успешным стал пилотный проект, разработанный в столице, – «Московское образование: от младенчества до школы». На его базе как раз и проявили себя ресурсные центры, экспериментальные площадки, всевозможные конкурсы и инновации. Появились детские учреждения, из которых, как, например, из детсада, где встретилась я с Ярошевской, уходить даже не хочется. Может, потому что появляется ощущение – вот сейчас, здесь, в дне сегодняшнем, на этих занятиях, спектаклях, в этих творческих, интеллектуальных, спортивных мастерских получают свой шанс на удачное, инициативное, созидательное будущее маленькие жители столицы, будущее интеллектуальное достояние страны. В материалах, буклетах, специальных информационных публикациях, которые регулярно распространяют создатели и практики американской программы «От ноля до трех», всегда обязательно присутствует раздел, в котором дается изображение человеческого мозга и указываются все точки, которые задействованы в мозгу ребенка того или иного возраста, – именно с первых недель его жизни, еще до рождения, а потом и с первых дней жизни уже после рождения. Эту карту мозга ребенка составили ученые и психологи нескольких ведущих американских медицинских центров. Там точно указано, в каком возрасте и за что отвечают те или иные участки мозга, когда начинается их активная деятельность, то есть когда фактически можно и нужно давать ребенку ту или иную информацию, вовлекать его в разные виды деятельности. Слух, зрение, движения, способность к познанию, к языкам, эмоциональному и социальному восприятию действительности – все это указано на карте точками и представлено по возрастам, от ноля и до трех лет. Наверное, все взрослые, от которых зависит будущее малыша, должны бы почаще заглядывать в такую карту, чтобы напоминать себе – раскрытие творческого и умственного потенциала ребенка в наших руках, мы многое можем сделать для раскрытия его индивидуальных и творческих способностей, заложив тем самым в карту его судьбы надежду на успех, на гармоничное эмоционально-личностное и социальное развитие. Только надо помнить – время пошло, и мы просто не вправе его терять. Москва – Лос-Анджелес

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте