По большому счету оценить знания человека количественно можно с таким же успехом, как и измерить его характер линейкой. Но современная школа не может обойтись без оценок.
Поскольку беспристрастное отношение к человеку невозможно, то оценка его знаний неизбежно содержит “эмоциональную составляющую”, величина которой сильно зависит как от опыта учителя, так и от актерского мастерства отвечающего. Вообще наибольшая объективность присуща оценкам, полученным методом письменного тестирования. Если подходить к проблеме оценки знаний как способу сравнения, то двум разным ученикам следует предлагать одинаковые тесты (вопросы) и ограничивать время размышления. Тесты должны быть предварительно проверены на довольно большой группе ребят. Обязательна при этом и статистическая обработка ответов. До этого момента их даже считают не тестами, а тестовыми заданиями, то есть вопросами, которые обладают недостаточно надежной “проверяющей способностью”. Чем больше тестов, тем надежнее оценка знаний. В серьезных случаях при оценке знаний взрослых используют набор из 100 – 200 вопросов, ограничивая время размышления над каждым. Это серьезнейшая проверка, требующая хорошей подготовленности. Облегченный вариант этой проверки уже давно используют в школах в виде экзаменационных или зачетных тестов. Если составители тестов хорошо знают реальную программу, а еще лучше – содержание базового учебника (что бывает нечасто), то оценка получается достаточно объективной.
Кроме зачетных или экзаменационных тестов существуют еще поурочные (рабочие) тесты для текущей оценки знаний учащихся на каждом уроке. По своей сути эти два вида тестов соотносятся, как географические карты крупного и мелкого масштаба, соответственно. Именно поурочные тесты требуют к себе особого внимания, так, при необходимости они могут заменить экзаменационные. А вот обратная замена невозможна в силу постепенности прохождения материала. Составлять поурочные тесты нетрудно, но долго, и стоит сказать об их главных особенностях.
1. Тесты должны быть “закрытыми”, то есть иметь варианты ответов. “Открытые” тесты (они предлагают дать любой свободный ответ) гораздо менее надежны и трудны в оценке.
2. Краткость. Вопрос должен занимать одну строку. Если 2-3 строки, то это хуже, потому что времени на уроках мало. Вопрос должен быть абсолютно ясным. Смысловое ударение в вопросе следует помещать в конце, помня, что в предложении это самое “сильное”, значащее место. Двойное толкование следует исключить сразу, хотя чаще оно становится заметным в процессе апробации (всегда находится кто-то, понимающий все по-иному).
3. Варианты ответов. Оптимальное их число – 4 – 6, редко – 8. Каждый вариант – не более одной строки. Уже две строки – плохо. Во-первых, на уроке нет времени, а во-вторых, сложность вопроса резко возрастает. Важно также, чтобы по количеству слов варианты были примерно одинаковы. Это нужно для исключения скрытой подсказки, которую порой можно найти по этому признаку интуитивно.
Комментарии