Российских специалистов для строительства дорог и мостов начали готовить еще три столетия назад в Навигацкой школе, которая положила начало системе военного образования в России. Были организованы также гидротехнические школы в Боровичах и Вышнем Волочке. В начале XIX в. экономический рост и развитие транспортной инфраструктуры России потребовали увеличить численность квалифицированных специалистов, в том числе военных инженеров.
Недостаток кадров частично начали устранять за счет выпускников института Корпуса инженеров путей сообщения (1809 г.). Их обучали 4 года. Но это не решало проблему, так как за первые 10 лет институт выпустил лишь 97 инженеров. К тому же ведомство путей сообщения не могло обойтись без мастеров и техников. Поэтому в 1820 г. при институте создана Военно-строительная школа путей сообщения с трехлетним сроком учебы и численностью обучающихся до сотни человек. Выпускники получали специальность техника и звание «прапорщик» (в отличие от современного значения в русской армии с XVII в. это был младший офицерский чин). Их направляли в строительный отряд путей сообщения, учреждения и части, занимающиеся транспортным обеспечением русской армии. Впоследствии был создан отряд Корпуса инженеров путей сообщения с задачами – «подготовлять дороги для наступающей армии, портить дороги и уничтожать мосты и переправы после прохода своих войск при отходе, устраивать для армии на каждой новой позиции временные сообщения».
Во второй половине XIX в. появление и развитие в России железных дорог потребовали создания специальных войск для их постройки, обслуживания, восстановления и ремонта, организации воинских перевозок. Первые их формирования созданы на Санкт-Петербурго-Московской железной дороги в 1851 г.
На всех этапах становления Железнодорожных войск задача подготовки офицеров и специалистов низовых звеньев была в числе первостепенных. После того как институт Корпуса инженеров путей сообщения стал открытым учебным заведением, подготовку военных инженеров возложили на Инженерную академию (1855 г.). При ней действовало специальное отделение для обучения военно-железнодорожных инженеров. Количество выпускников было незначительным, и они не могли удовлетворить потребности Железнодорожных войск в офицерских кадрах. Поэтому части офицерами комплектовали также за счет выпускников Николаевского инженерного училища и перевода офицеров с техническим образованием из других родов войск. Но и этого было явно недостаточно. Так, перед Русско-японской войной из 428 офицеров, служивших в Железнодорожных войсках, только 40% обладали техническим образованием. Большинство из них служили в 1-м железнодорожном батальоне.
Выход виделся в создании специальных школ для подготовки офицеров-железнодорожников. Такая школа была открыта при Туркестанской железнодорожной бригаде по инициативе ее начальника генерал-майора
А. Ульянина. Это первое и единственное военно-профессиональное учреждение специального образования в Железнодорожных войсках ежегодно выпускало 15 человек.
Младших специалистов из унтер-офицеров и рядовых готовили школы при бригадах и батальонах. В 1891 г. на Закаспийской военной железной дороге создали Кизил-Арватскую и Бухарскую школы дорожных мастеров. Обучение в них вели главным образом в ходе практических занятий на железных дорогах, полигонах, маневрах и учениях. После Октябрьской революции, в 1918 г. в Торжке учредили первые советские инструкторские военно-железнодорожные курсы, которые положили начало новой школе военных железнодорожников. С них начиналась история Военно-транспортного университета.
В 1934 – 1941 гг. наряду с Ленинградским училищем военных сообщений командиров (только для Особого корпуса Железнодорожных войск) готовили в Московском военно-железнодорожном училище. С началом Великой Отечественной войны его расформировали, личный состав перевели в Ленинградское училище военных сообщений.
После войны в связи с большим некомплектом офицеров военно-железнодорожное училище создали в Ярославле. Оно просуществовало до 1956 г.
Заметную роль в подготовке кадров руководящего состава Железнодорожных войск сыграла созданная в 1932 г. Военно-транспортная академия. Она была объединена с Академией тыла и снабжения и в 1956 г. стала Военной академией тыла и транспорта.
В 1957 г. на базе учебного полка были созданы Высшие центральные курсы Железнодорожных войск. Подготовкой офицеров заняты также военные факультеты и кафедры гражданских железнодорожных вузов.
В наше время в Железнодорожных войсках сложилась стройная многоступенчатая система военного образования. Кадры оперативно-стратегического звена готовит Военная академия Генерального штаба
Вооруженных Сил РФ. Офицеров с высшим военным образованием ежегодно выпускает Военная академия тыла и транспорта (ВАТТ) им. генерала армии
А.В. Хрулева. В ней на четырех кафедрах командного транспортного факультета очно и заочно обучают офицеров по единой специальности – «Управление соединениями Железнодорожных войск». Преподаватели факультета обладают богатым научным и педагогическим опытом. Там преподают более 80 докторов и кандидатов наук. Академия поддерживает связь с жизнью войск. Занятия и учения на их базе стали составной частью образовательного процесса.
Реформирование войск стальных магистралей, их роль в общей системе национальной безопасности страны требуют новых подходов к профессиональной подготовке, содержанию обучения офицерских кадров. Новым шагом в этом направлении в
2001 г. стало открытие в Военно-транспортном университете Железнодорожных войск факультета подготовки руководящих кадров. Наряду с Военной академией тыла и транспорта он готовит офицеров с высшим военным образованием по специальности «Управление соединениями Железнодорожных войск».
Основной кузницей офицерских кадров Железнодорожных войск остается Военно-транспортный университет, который возглавляет генерал-лейтенант Сергей Соловьев. За время своей деятельности он выпустил десятки тысяч офицеров, которые десятилетиями составляли основу офицерского корпуса войск. Университет стал подлинным центром учебно-воспитательной, научно-исследовательской и методической работы. Он располагает современной учебно-материальной базой в Санкт-Петербурге, Петродворце, под Лугой.
Свою специфическую «нишу» в военном образовании занимают Высшие центральные офицерские курсы Железнодорожных войск во главе с генерал-майором Николаем Данько. Наряду с подготовкой младших офицеров и прапорщиков это учебное заведение занимается переподготовкой и повышением квалификации офицеров. На курсы также возложено проведение сборов с офицерами запаса из руководящего состава ОАО «Российские железные дороги» и Министерства транспорта РФ. Курсы могут вести подготовку и переподготовку по 57 профилям обучения, мобильно перестраивать учебный процесс.
Начальной ступенью подготовки офицеров-железнодорожников стал Кадетский корпус Железнодорожных войск, возглавляемый генерал-майором Александром Бычковым. За 7 лет своей деятельности он выпустил несколько сотен воспитанников. Большинство из них стали курсантами Военно-транспортного университета ЖДВ. В стенах корпуса они получили глубокие знания и военную подготовку, освоили ряд военно-специальных дисциплин.
Железнодорожные войска России находятся на ответственном этапе совершенствования. Одно из его приоритетных направлений – совершенствование системы подготовки офицерских кадров. Принятая в Вооруженных Силах России концепция развития системы военного образования предполагает оптимизацию сети и структуры военно-учебных заведений. Она предусматривает дальнейшее укрепление вузов, конечная цель которого – создание крупных учебно-методических и научных центров, объединяющих обучение военных кадров различных уровней и профилей подготовки. Такой учебный центр постепенно оформляется в Санкт-Петербурге, где сегодня сконцентрированы учебные заведения Железнодорожных войск.
Комментарии