Они приходят в школу, чтобы дарить нам радость общения. Одни – с огромными портфелями, в которых на всякий случай, «авось пригодится», носят много книг; другие – с пакетом под мышкой и напряженно-мечтательным взглядом (может быть, новые рифмы не дают покоя?); третьи – как всегда, в окружении друзей горячо обсуждают очередную идею праздника или классного события.
…Они такие разные, эти одаренные дети, но всех их объединяет неуемная энергия, пытливость, неуспокоенность. Эти «необыкновенные» дети всегда должны чувствовать интерес к себе, к своим способностям, всегда видеть перспективу. Здесь от педагога зависит многое, если не все. Главное – влюбить ребенка в свой предмет. Эту влюбленность можно поддержать по-разному: рассмотрением задач, решение которых предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся; историческими экскурсиями к истокам изучаемых вопросов; занимательными экспериментами на уроке; олимпиадами и конкурсами. Интерес формируется, конечно же, и через внеклассные занятия: факультативы и кружки.
Одна из форм поддержки одаренных детей в нашем Центре образования – это их участие в творческих конкурсах «Хрустальная капелька», «Ломоносовские чтения», «Проба пера» и других. Так, например, по итогам творческого районного конкурса «Проба пера» в номинации «Если бы я был главой управы» 1-е место занял ученик 11-го класса Инсар Юмаев, ему и была предложена «должность» дублера главы управы Перово.
С гордостью мы называем имена победителей городского тура Московского конкурса детского рисунка имени Нади Рушевой, это: Анастасия Гордейчук, Полина Сухарева, Анна Макаренко, Анастасия Спирина. Называем с гордостью, потому что именно учителя нашего центра стояли у истоков этого конкурса в 2003 году. Детям ведь очень важно видеть впереди факел и понимать, что он освещает их путь. «Огонь зажигается только от огня», – заметил народный художник России Борис Неменский.
В работе с одаренными детьми мы используем творческие и исследовательские проекты. Например, участники проекта «Палитра» осваивают азы журналистики, пробуют себя в разных жанрах, оттачивают свое мастерство на страницах школьных и районных газет, участвуют и побеждают в творческих районных конкурсах. Все мы с интересом ждем очередные номера с публикациями Полины Клебановой, Павла Булгакова, Екатерины Пони. А наша выпускница Олеся Афанасенко поступила на журфак МГУ.
С одаренными детьми должен работать одаренный педагог. Есть замечательная притча о том, как мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» – изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» – сказал мудрец педагогу.
Учителя нашего Центра образования – люди творческие, «крылатые», задача каждого из нас – поделиться своим даром с учеником, помочь разгореться чудесному таланту на безграничном небосводе человеческой жизни.
Елена ВАСИЛЬЕВА, заместитель директора по воспитательной работе школы №377:
– Самый главный человек в школе – классный руководитель, ведь он входит в армию организаторов воспитательного процесса.
В настоящее время в нашей школе работают 15 классных руководителей. Все с высшим педагогическим образованием, 80% из них имеют высшую квалификационную категорию как учителя-предметники, три классных руководителя имеют звание «Заслуженный учитель школы Российской Федерации», 9 награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» за заслуги в области образования. Стаж работы большинства учителей в этой должности более 10 лет. Все классные руководители владеют теоретическими основами работы с классным коллективом, принципами построения и анализа воспитательных мероприятий, методикой их организации. Ежегодно классные руководители принимают участие в окружном туре профессионального конкурса «Учитель года Москвы» в номинации «Самый классный классный».
Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе. Он стоит ближе к ребенку, чем кто-либо из членов педагогического коллектива. И поэтому способен оказывать решающее влияние на личностное развитие.
Администрация нашей школы создает все условия для того, чтобы классным руководителям работалось комфортно. Творчество классного руководителя – главное условие совершенствования воспитательного процесса, повышения качества и эффективности деятельности школы. У нас разработана система форм и технологий организации деятельности классных руководителей. Она включает в себя следующие этапы:
– работа над темой самообразования в области воспитательной работы;
– лист успешности классного руководителя;
– рейтинговая оценка деятельности классного руководителя;
– блиц-игра «Система деятельности классных руководителей»;
– конкурс проектов воспитательной деятельности классных руководителей;
– школьный тур конкурса «Самый классный классный»;
– методическая неделя классных руководителей;
– обобщение опыта работы классного руководителя;
– конкурс «Класс года»;
– окружной тур конкурса «Самый классный классный»;
– система поощрения классных руководителей.
На основании результатов участия классных руководителей в жизни школы выносится решение о поощрении их деятельности, а стимулирование работы – одно из условий повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса в целом. Я считаю, что мотивационную основу для профессиональной деятельности классного руководителя создает сплав трех личностных качеств: интерес к жизни, интерес к культуре, интерес к человеку.
Евгения КУЗНЕЦОВА, директор гимназии №1530 «Школа Ломоносова», кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России:
– Психологи утверждают, что лишь 5% детей с развитыми способностями реализуют их на уровне своих возможностей, а у детей особо одаренных степень самореализации еще меньше. Вы с этим согласны?
Как же сделать так, чтобы одаренный ребенок смог самореализоваться в жизни? Главное – создать в школе такие условия, в которых каждый хотел бы себя проявить.
В основе концепции гимназии лежат педагогические идеи М.В.Ломоносова, главная из которых – необходимость развития таланта, заложенного в ребенке. Претворение в жизнь этой идеи привело нас к необходимости выстраивания индивидуальных образовательных траекторий каждого гимназиста. Что это значит? Это значит предоставить ребенку возможность выбора.
Если в 5-7-х классах выбор детей в основном происходит в дополнительном образовании, внеурочной деятельности (театры, студии, кружки), то с 9-го класса мы предоставляем гимназистам возможность составить свой индивидуальный учебный план, определив для себя приоритеты в изучении тех или иных наук. Каждый ученик выбирает уровень освоения базовых дисциплин (углубленный, профильный или общеобразовательный), выбирает предметы, которые не входят в базовый компонент (логика, философия, физический практикум, страноведение…), дополняет свою образовательную программу деятельностью в научном Ломоносовском обществе.
Результаты своей исследовательской деятельности гимназисты представляют на научно-практической конференции «Ломоносовские чтения».
Обучая одаренных и высокомотивированных детей, мы осознаем, насколько важно создать для них ситуацию успеха. В первую очередь мы стараемся уничтожить страх ошибки, стоящий перед каждым учащимся, объясняем детям, что ошибка – естественный элемент овладения новыми знаниями. С другой стороны, мы стремимся, чтобы любой урок или занятие в школе были интересными. А это значит, что на уроке мы должны добиваться высокой активности каждого, давать альтернативные задания по группам, постоянно связывать новое со старым, добиваясь полного понимания, показывать при возможности общефилософское значение изучаемого материала.
Есть в гимназии и совершенно особые дети. В этом году претендует на награждение золотой медалью ученица 11-го класса, которой в декабре исполнится только 12 лет. Когда ей было 4 года, мама, видя удивительные способности дочки, ее потребность в обучении, обратилась в лабораторию одаренности Института психологии РАО, с которой мы сотрудничаем, за консультацией и советом. Так у нас появилась новая ученица. И все эти годы мы не перестаем удивляться ее жажде знаний, упорству и работоспособности.
Очень трудно и интересно работать с одаренными детьми. Но всегда нужно помнить, что в словосочетании «одаренный ребенок» главное слово – ребенок.
Комментарии