search
main
0

От музея – к практической деятельности

​Военно-исторический музей Тихоокеанского флота и адмирала Н.Г.Кузнецова начал деятельность в декабре 2001 года, в апреле 2002 года он был сертифицирован, а с февраля 2003 года неизменно занимает призовые места на ежегодных городских смотрах-конкурсах музеев ОУ.

Как все начиналось? Сначала появились заинтересованные взрослые и дети, которые разработали концепцию развития музея, спланировали свою будущую совместную деятельность. Коллектив единомышленников состоял из учителей и учащихся школы, семьи Героя Советского Союза Н.Г.Кузнецова, представителей Совета ветеранов района Дорогомилово. Инициатива была полностью поддержана тогдашним директором школы заслуженным учителем РФ Светланой Агроновой. Благодаря помощи семьи адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова, у музея все больше появлялось друзей, все больше накапливалось материалов и экспонатов. Постепенно Военно-исторический музей Тихоокеанского флота и адмирала Н.Г.Кузнецова стал центром патриотического воспитания учащихся и создал дополнительные условия для самореализации детей средствами музейной педагогики. Проанализировав опыт предыдущей работы, на протяжении 6 лет (с 2003 по 2009 год) мы занимались инновационной деятельностью по теме «Музей образовательного учреждения – составляющая часть инфраструктуры детства в воспитательном пространстве Западного округа». Целью нашего эксперимента был поиск новых организационно-педагогических и социально значимых форм и способов работы музея общеобразовательной школы в воспитательном пространстве округа. Участниками экспериментальной работы стали администрация, педагогический и ученический коллективы ОУ; родители; активы учащихся и руководители музеев ОУ района Дорогомилово; ЗОУОДО, ОМЦ ЗАО, управа; члены семьи Героя Советского Союза Н.Г.Кузнецова, Фонд памяти адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова; Общероссийское движение поддержки флота; региональный фонд содействия патриотическому воспитанию детей и молодежи; профильные общественные и государственные музеи; СМИ и другие общественные организации района, округа, города. На первом этапе работы инициативная группа нашего детско-взрослого коллектива провела теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы, изучила опыт музейной деятельности других образовательных учреждений, затем мы разработали концепцию развития и перспективный план деятельности музея, программу занятий с музейным активом учащихся. Обучение юных музееведов осуществлял руководитель музея при активном участии представителей государственных музеев, ветеранов-тихоокеанцев, на занятиях использовался опыт других ОУ и общественных музеев. Формы занятий были разными: ознакомительные лекции, «круглые столы», выездные семинары. Ознакомившись с основными направлениями музейной деятельности, учащиеся самостоятельно решали, каким видом деятельности они хотели бы заниматься, на первом этапе это сводилось к решению самостоятельно или с помощью педагогов лишь конкретных задач. На заседаниях совета музея обсуждали успешность выполнения задач, анализировали причины неудач или неполного достижения желаемого результата. Это позволило учащимся самостоятельно научиться оценивать собственные возможности и соизмерять их со способностями, что послужило основой социального роста по ступеням: активный участник, организатор, лидер. В итоге члены музейного актива учащихся стали соучастниками планирования музейной деятельности по всем направлениям, начиная от постановки задач, разработки механизмов реализации и заканчивая воплощением задуманного. Тексты экскурсий ребята также стали разрабатывать самостоятельно в соответствии с тематикой и планом их проведения, утвержденным советом музея, и обсуждать на совместных заседаниях. Экскурсионная группа музейного актива разрабатывала проект выездной экскурсии. Функция членов музейного актива по организации культурно-просветительской и организационно-массовой деятельности также изменилась. Теперь тематику, форму проведения и содержание крупных дел определяют сами учащиеся ОУ, а музейный актив, получив необходимую информацию, занимается организационными вопросами. Таким образом, учащиеся ЦО стали активными участниками и инициаторами, а музейный актив – коллективом организаторов. В нашем ЦО темы и формы массовых мероприятий патриотической направленности определяют совместно дети и классные руководители через анкетирование или беседу, в начальной школе – с помощью учителя. На основе собранной информации учащиеся ЦО – члены музейного актива совместно с руководителем музея организуют и проводят массовые мероприятия, связанные с памятными датами. После каждого из указанных мероприятий или цикла мероприятий проводят мониторинг их результативности в виде анкетирования, беседы, диспута, статьи в школьную газету. Итоги обсуждают на совместных заседаниях совета школьного музея и методического объединения классных руководителей. Это основа совершенствования целостной системы патриотического воспитания учащихся ЦО. В итоге многолетней экспериментальной работы были созданы детско-взрослые объединения внутри образовательного учреждения, координация и планирование деятельности которых осуществляются в соответствии с образовательной программой школы и концепцией развития музея, – совет музея и информационная служба. Совет музея планирует, координирует и организует музейную деятельность по всем основным направлениям, он стал детским органом школьного самоуправления. Информационная служба (газета, сайт и видеоальманах) создает возможность общения представителям разных поколений, восстанавливает связь времен и помогает учащимся ощутить в полную силу свою значимость, предоставляет им возможность высказать свое мнение и быть услышанными взрослыми. Это связующее звено школы с окружающим нас социумом, без которого не возможно было бы создать единое воспитательное пространство нашего ЦО в целом. Деятельность каждого из детско-взрослых объединений находится в тесном взаимодействии и осуществляет свою воспитывающую миссию по всем направлениям: нравственному, патриотическому, правовому, трудовому и эстетическому. Детско-взрослая событийная общность, называемая советом музея, определяет цель и основные задачи воспитывающей деятельности на перспективу в рамках образовательной программы и на каждый учебный год. В соответствии с задачами он определяет доминантные направления деятельности, разрабатывает формы организации всей работы в целом и предлагает для обсуждения всему детскому, педагогическому и родительскому коллективу через классных руководителей, музейный актив учащихся и родительский комитет. Только после одобрения всего детско-взрослого коллектива ОУ составляется план работы, ставятся конкретные задачи по его реализации по каждому из направлений. Таким образом, выстроилась устойчивая система воспитывающей деятельности, позволяющая учитывать интересы и запросы всего контингента учащихся, в том числе детей из неблагополучных семей. Основная идея – активизация детской инициативы, включение учащихся в социально значимую деятельность через реализацию совместных проектов. В результате экспериментальной деятельности 2 августа 2004 года, в год столетия со дня рождения Героя Советского Союза, адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова ЦО было присвоено имя этого легендарного флотоводца. Решение о создании ДОО «Кузнецовцы» было принято 6 декабря 2006 года на очередном расширенном заседании совета Военно-исторического музея ТОФ и адмирала Н.Г.Кузнецова в присутствии семьи легендарного флотоводца и ветеранов-моряков – наших друзей, оно выросло из музейного актива учащихся. Таким образом, создание ДОО «Кузнецовцы» стало еще одним результатом нашей экспериментальной работы, напрямую связанной с музейной деятельностью. Начиная с 2005 года мы ежегодно ездим в поисковые экспедиции на краснознаменный Северный флот с размещением на борту ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В последние два года одним из организаторов экспедиций стал руководитель клуба «Морские дороги» капитан второго ранга Юрий Юрьевич Соколенко, восемнадцать лет прослуживший на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». В этом учебном году экспедиция называлась «КСФ – на защите Родины». Мы благодарны за поддержку начальнику Западного окружного управления образования Т.Бариновой, первому командиру ТАВКР вице-адмиралу В.Ярыгину, капитану 1 ранга М.Кругу, вице-адмиралу В.Смирнову. После возвращения в Москву с помощью президента Фонда памяти Героя Советского Союза Н.Г.Кузнецова В.Кузнецова ребята делают документальные фильмы об этих уникальных и незабываемых для них поездках, которые потом показывают учащимся нашего центра и ровесникам из других ОУ района Дорогомилово, Западного округа и города. В марте 2008 года на борту ТАВКР было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве по патриотическому воспитанию между школой, Фондом памяти Героя Советского Союза Н.Г.Кузнецова и экипажем ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».  Это еще один результат нашей инновационной деятельности в области патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики. На этом инновационная деятельность наша не закончилась, она продолжается и в настоящее время по теме «Создание сетевого инновационного молодежного проекта музейной событийной общности». Цель исследования состоит в создании системы сетевого взаимодействия инициаторов музеев ОУ и специалистов, ведущих инновационную деятельность в сфере музейного образования, то есть такое взаимодействие, где складывающаяся общность объединяет в пространстве единомышленников, а их потенциал и уникальность становятся основным ресурсом развития музейного образования. В рамках реализации экспериментальной работы начиная с сентября 2009 года учащиеся из активов музея и объединения «Кузнецовцы» регулярно проводят сборы музейных лидеров районов Дорогомилово, Филевский парк и Фили-Давыдково по таким темам, как «Что такое патриотизм?», «Коллективное творческое дело», «Мы против фашизма», «Герои современной России», «Музейный лидер – организатор тематических вечеров для ровесников и жителей района». На одном из сборов был разработан проект и впервые проведен межрайонный фестиваль музеев «65 славных дел». Мы в нем заняли первое место! Юные музееведы сами разработали сценарий, положение о фестивале, сами определили состав жюри, осуществили всю подготовительную работу. Теперь такие фестивали стали традицией. На сборах в прошлом учебном году была разработана эмблема сообщества музейных лидеров районов Дорогомилово, Филевский парк и Фили-Давыдково и появилась идея провести День дружбы народов и посвятить его 70-летию Московской битвы. В сентябре 2011 был разработан проект программы проведения Дня дружбы народов, 9 декабря 2011 года праздник состоялся и получил высокую оценку зрителей и участников. В 2012-2013 учебном году будет проведено еще 2 сбора, на которых будут разработаны основополагающие принципы взаимодействия музейных лидеров и перспективы их совместной деятельности на 2012-2013 учебный год. Мы смогли добиться таких результатов потому, что в нашем любимом Западном округе в результате экспериментальной работы сложилось единое воспитательное пространство, которое стало действительно социальной инфраструктурой детства и позволило перейти к участию в ГЭП «Молодежная политика средствами образования». А.ЛУЦИШИН, директор ЦО №1465 имени адмирала Н.Г.Кузнецова; Т.КОСТИКОВА, педагог-организатор (руководитель музея)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте