Учитель технологии из 4-й школы города Златоуста Челябинской области Вячеслав Рябинин преподает в 8-9-х классах. Нагрузка большая √ 34 часа. В школе нет лаборантов, всю предварительную работу проводит сам √ подготавливает станки, инструмент, затачивает резцы. Три года Вячеслав Геннадьевич обучал трудных подростков токарному делу. Обучил по-настоящему. Из девятнадцати человек семнадцать получили 2-й разряд. Причем экзамены сдавали не в школе, а в профучилище заводской комиссии.
√ Мы с ребятами постоянно что-то придумываем, конструируем, √ рассказывает Рябинин. √ “Технология”, как и другие школьные предметы, переживает существенные изменения. Появляются новые программы и направления, которые ориентируют на развитие творческих способностей технического мышления. Начиная с 5-го класса ребята могут разрабатывать творческие проекты, реализовывать их и защищать.
Метод проектов, по-моему, √ перспективное направление. Но провинциальная школа не имеет достаточной материальной базы, чтобы работать по этой методике. Программа изучения радиотехники, например, идет с опережением графика √ с ней ребята знакомятся в 8-м классе, а по физике и математике школьникам она преподается в 10-м. Если в крупных промышленных центрах вопросы изучения радиотехники, электротехники, электроники и компьютеров возможны, то глубинка их просто не “потянет”.
Раньше к каждой школе прикреплялось подшефное предприятие. Сейчас этого нет. Мастерские и преподаватели технологии “выживают” сами. Плохо и то, что нет централизованного снабжения. Не хватает квалифицированных кадров. Не каждый учитель технического труда способен преподавать те же радио√ и электротехнику, другие спецпредметы. Чтобы в школе появились технологи-универсалы, потребуются материальные затраты и время…
По мнению Вячеслава Рябинина, реформа трудового обучения, безусловно, нужна. Сейчас ученик должен не просто “шмурыгать” ножовкой или долбить молотком. Надо учиться думать и представлять всю технологию обработки металла, дерева, пластмассы.
√ Ваша газета проводит курсы Интернет-образования, √ завершает Вячеслав Рябинин. √ Я буду участвовать в них. Надеюсь получить удостоверение инструктора. Даже если в школе один компьютер, подключенный к Интернету, то все равно можно научить ребят пользоваться международной сетью. А значит, не отставать от жизни…
Михаил БОНДАРЕВ
Комментарии