Можно выделить следующие основные критерии классификации и соответствующие им модели управления:
по виду преобладающей собственности на средства производства (капиталистическая, социалистическая, корпоративная);
по степени рыночного влияния на экономику (рыночная либеральная, рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного планового управления с элементами рынка);
по масштабу и уровню управления (макромодель, отраслевая модель, региональная модель, муниципальная модель, микромодель);
по характеру реализации властных полномочий (авторитарная, демократическая); по месту человека в системе производительных сил (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная);
по территориальному происхождению и месту широкой адаптации (российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская, советская и т.п.);
по принадлежности к соответствующим школам менеджмента (школа «научного менеджмента», школа «рациональной бюрократии», «административная школа», «классическая» школа, школа НОТ, школа «человеческих отношений», мотивационная школа, школа «организационного поведения»);
по роли и месту человека в системе управления (модели на базе «теории Х» и «теории Y», модель на базе «теории Z»); по отдельным управленческим признакам (модель 7-С, корпоративная модель «IBM», модель управления по результатам);
по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде (статическая, или традиционная, консервативная, текущего состояния; ситуационная; адаптивная, или опережающая, инновационная; динамическая, или прогнозная, вероятностная, модель развития).
Если говорить об управлении организацией, то доминирующими являются следующие три модели:
1) жесткая (или формальная, административная, авторитарная) модель;
2) мягкая (или неформальная, социально-психологическая, органическая) модель;
3) комбинированная модель, в достаточно сбалансированной форме сочетающая в себе элементы и жесткой, и мягкой модели.
Таким образом, для разработки проекта ученического самоуправления целесообразно обратиться к моделированию как методу исследования. В процессе моделирования могут быть созданы различные модели инновационной деятельности: содержательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта. Однако процесс проектирования предполагает рассмотрение определенных стадий и фаз, а также учет специфики проекта, но эти вопросы требуют отдельного рассмотрения.
Изучение модели и наблюдение за ней позволяет познать суть реально существующего более сложного материального объекта, процесса или явления, называемого оригиналом.
Требования к разработке модели самоуправления
В основе концепции развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении должны лежать идеи гуманистической педагогики, включая:
– признание уникальности и самоценности каждого человека;
– уважение права личности на социальную и творческую самореализацию;
– соблюдение фактического равенства всех граждан в общественной жизни.
При моделировании и реализации программы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:
– свободный выбор общеобразовательным учреждением модели ученического самоуправления, исходя из своей специфики и имеющихся традиций;
– ориентация на индивидуальные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, родители);
– равноправная позиция всех участников (субъектов) самоуправления;
– деятельностный подход, позволяющий направлять энергию подрастающего поколения на социально полезные дела;
– тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с органами местного самоуправления по решению имеющихся социальных проблем.
При описании авторских моделей организации ученического самоуправления желательно использовать следующие основные разделы.
Раздел I. Требования к качеству разработки модели
Это система показателей, которые позволяют оценить качество разработанной модели, ее готовность к эффективному функционированию еще на этапе предварительного осмысления предстоящего моделирования.
1. Научная обоснованность:
– наличие четкой цели создания и функционирования модели;
– раскрытие цели через конкретные задачи, поставленные перед данной моделью;
– педагогически обоснованное соотношение административной и игровой деятельности в модели самоуправления;
– опора на имеющийся опыт, как собственный, так и других образовательных учреждений подобного типа;
– учет современных педагогических достижений и передового опыта.
2. Четкость структуры модели:
– наличие с учетом поставленной цели элементов модели, необходимых и достаточных для ее нормального функционирования;
– взаимосвязь элементов модели, отсутствие «лишних» звеньев;
– выделение уровней самоуправления (личность, первичный коллектив, ученический коллектив, образовательное учреждение) и описание возможностей на каждом из них для всех участников образовательного процесса;
– взаимодействие с педагогическим и родительским самоуправлением, с администрацией образовательного учреждения; простота и доступность описания модели для понимания участниками образовательного процесса.
3. Качество нормативно-регламентирующей базы:
– наличие соответствующих положений в уставе общеобразовательного учреждения;
– наличие дополнительных локальных актов, регулирующих самоуправление.
4. Технологичность модели:
– разнообразие форм деятельности органов ученического самоуправления;
– воспроизводимость модели в условиях данного общеобразовательного учреждения.
– предсказуемость результатов ее функционирования;
– возможность измерить результаты функционирования модели.
5. Наличие педагогически целесообразной социально полезной деятельности:
– наличие системообразующей деятельности;
– разнообразие деятельности органов самоуправления;
– соответствие содержания деятельности цели и задачам данной модели самоуправления.
6. Обеспечение функционирования модели:
– наличие методических разработок и материалов для педагогов, координирующих самоуправление;
– наличие методических разработок и материалов для школьного актива;
– наличие подготовленных педагогов (организаторов и вожатых) и системы их подготовки;
– наличие подготовленного актива школьников и системы его постоянного обучения;
– наличие необходимой и достаточной для эффективного функционирования модели материально-технической базы (помещения, оргтехника, канцтовары и т.д.).
7. Учет условий данного общеобразовательного учреждения:
– учет традиций образовательного учреждения, сложившегося морально-психологического климата в коллективе;
– учет особенностей контингента обучающихся;
– учет типа общеобразовательного учреждения;
– учет воспитательного потенциала педагогического коллектива;
– учет воспитательного потенциала родительской общественности;
– учет социальной ситуации, сложившейся в настоящее время вокруг образовательного учреждения.
8. Положительное отношение к данной модели:
– отношение учащихся разных возрастов (младшие школьники, подростки, старшеклассники);
– отношение педагогов различного профиля, отношение родителей различных категорий;
– отношение органов управления образованием разного уровня;
– отношение общественности микрорайона, различных государственных и общественных организаций и структур.
9. Творческий вклад авторского коллектива:
– особые отличия предложенной модели от подобных моделей ученического самоуправления;
– уникальные признаки, отличающие данную модель от других моделей ученического самоуправления.
Раздел II. Структура модели
Это система взаимосвязанных блоков, которые позволяют с различных точек зрения максимально полно описать данную модель, представив ее сущность в статическом состоянии.
1. Блок целеполагания – это принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели ученического самоуправления.
Педагогическая цель организации ученического самоуправления – создание условий для развития свободной и ответственной личности на основе активной социальной практики.
Ценности, которые могут быть заложены в модели ученического самоуправления: гражданское общество, правовое государство, демократические выборы, экономические свободы и рыночная экономика.
Идеология – «Гражданское общество – будущее человечества».
2. Позиционный блок – это общая схема основных структурных элементов самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи, в том числе с педагогическим и родительским самоуправлением.
3. Организационный блок – это выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива, уровень ученического коллектива, общешкольный уровень и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуществляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.
4. Нормативный блок дает перечень и краткую характеристику основных нормативных документов, необходимых и достаточных для эффективного функционирования данной модели, прежде всего это полномочия каждого органа самоуправления, его компетенция и ответственность. Как правило, это устав общеобразовательного учреждения с указанием конкретных положений, регулирующих взаимоотношения администрации и органов самоуправления, Положение о самоуправлении (педагогическом, ученическом, родительском) и т.д.
5. Содержательный блок позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.
В основе деятельности ученического самоуправления – изучение интересов и запросов обучающихся, их обобщение и доведение до сведения администрации школы, организация конкретной работы по их удовлетворению, как правило, своими силами. Каждая школа самостоятельно выбирает системообразующую деятельность, исходя из своих традиций и перспектив развития.
6. Технологический блок раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности, а также основные методы организации самоуправленческой деятельности на разных уровнях субъектных отношений. Например, заседание ученического совета школы, выборы и референдум по важнейшим вопросам жизни школы и т.д.
Раздел III. Характеристика функциональных взаимосвязей
Это описание внутренних связей между всеми основными структурными блоками представленной модели, прежде всего с точки зрения решения поставленных целей и заявленной идеологии.
Прежде всего соответствие содержания деятельности ученического самоуправления его цели и задачам.
Соответствие структуры органов ученического самоуправления и организационно-ролевого многообразия нормативной базе, тем локальным актам, которые регулируют вопросы самоуправления.
Соответствие содержания деятельности органов ученического самоуправления и технологий, которые используются в процессе этой деятельности, и т.д.
Раздел IV. Условия эффективного функционирования модели
Это описание социально-психологических и организационно-педагогических условий, необходимых и достаточных для ее успешного функционирования в соответствии с поставленной целью:
качество самой модели, ее соответствие внутренним потребностям коллектива;
стиль педагогического управления;
учет внешних условий и перспектив развития;
постоянное обучение и самообучение актива;
совершенствование нормативной базы.
Раздел V. Оценка эффективности функционирования модели
Это система показателей, которые позволяют судить о степени достижений поставленной цели:
степень достижения поставленной цели, в том числе накопление детьми социального опыта (с преобладанием позитивного);
характер внутренних процессов;
взаимодействие с внешними процессами и социумом;
характер изменений отношения к данной модели.
Раздел VI. Перспективы развития модели
Это описание возможных вариантов развития модели с точки зрения достижения поставленных целей и задач.
1. Эффективное функционирование в рамках заданных параметров без ярко выраженной динамики, выводящей на новое развитие модели. Основные характеристики: устойчивость, стабильность достижения запланированных результатов и т.д.
2. Прогресс модели – это педагогически целесообразное развитие модели с устойчивой динамикой достижения изменяющихся цели и задач. Основные характеристики: гибкость, адаптация к изменяющимся внутренним и внешним условиям, наличие перспективы с опережением актуальной ситуации.
3. Регресс модели – нежелательные с педагогической точки зрения изменения с устойчивой негативной динамикой. Основные характеристики: формализм, закостенелость форм и методов, их использование без учета изменения субъекта и обстоятельств.
Наглядно представить соотношение видов педагогической деятельности позволяет дополнительный прием – графическое описание – визуальное изображение модели, позволяющее представить соотношение двух основных видов деятельности, связанных с организацией самоуправления в образовательном учреждении: а) административная деятельность, с помощью которой администрация образовательного учреждения организует самоуправление (педагогического, ученического, родительского коллективов); б) игровая деятельность, позволяющая включить в самоуправление максимальное число учащихся, учитывая их собственные интересы, и получать максимально возможный воспитательный потенциал от самого процесса самоуправления.
Вопросы:
1. Для чего используется метод моделирования в научном познании окружающего мира?
2. Каковы основные принципы построения моделей школьного самоуправления?
Задание: Если в вашей школе уже есть действующая система самоуправления, попытайтесь описать ее, используя приведенную структуру: блок целеполагания; позиционный блок; организационный блок; нормативный блок; содержательный блок; технологический блок.
Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук;
Татьяна НОВИКОВА, кандидат педагогических наук
Окончание. Начало в № 24
Комментарии