Дети – особая тема в творчестве обладателя «Ники» и других престижных кинонаград режиссера Тофика Шахвердиева. Он сам дитя интернациональной советской культуры: уроженец Баку, вырос в Таганроге, затем судьба определила его на Рижскую киностудию звукорежиссером, а учился в Киевском институте театрального искусства, на режиссерском факультете. Первой работой Шахвердиева, созданной в объединении «Экран», стал документальный фильм «Уроки гимнастики», получивший золотую медаль МКФ в Таллине и Гран-при МКФ в Кортино Д’Ампеццо (Италия). А следующей – «Дети России», снятый в 1974 году. С этого фильма и начался творческий вечер режиссера, прошедший на днях в Доме кино. Он позволил увидеть, как изменились современные мальчишки и девчонки, запечатленные в новой ленте режиссера «Что за люди наши дети».
Ребята из разных городов и весей России – маленькие коряки Камчатки из семьи оленеводов, резвящиеся во время каникул среди стад, и жители Кубачей – дагестанского села, известного во всем мире своими серебряными изделиями, юные матросы из пионерской флотилии Владивостока, осваивающие морское дело на практике, и маленькая балерина из Находки, мечтающая о большой сцене, дети-поэты из литературного кружка села Константинова, вдохновленные примером своего знаменитого соотечественника Сергея Есенина, и очень серьезное обсуждение всем классом в московской школе кандидатуры своего товарища, который хочет стать пионером. А потом марши, линейки и речовки пионеров в «Орленке», куда съехались дети со всей страны на летние каникулы, и разговоры о том, что кажется самым важным, вроде рассуждения, кем лучше быть – мальчишкой или девчонкой. А встык к этому фильму – картина 2012 года, в которой Шахвердиеву пришлось быть и режиссером, и сценаристом, и оператором, и даже продюсером, – «Что за люди наши дети».Все снято в одной из московских школ, в разных классах. Фильм разделен на главки, каждая из которых посвящена определенной теме. К примеру, откуда берутся дети или что ребята думают о вере, кем хотели бы быть и сколько денег нужно для счастья, что в жизни является главным, а еще вопрос, на который и взрослые затрудняются ответить: нужна ли России революция?И если на первый вопрос даются самые разные ответы – от детски-наивного первоклассницы: «Я родилась, чтобы дома нескучно было, потому что если бы не было детей, то были бы одни звери» до вполне философского подросткового: «Не важно, откуда берутся дети. Важно, как они туда попадают». Жизнерадостный паренек, давший этот ответ, уже определился с выбором профессии, он собирается стать акушером-гинекологом, чтобы помогать при рождении новой жизни, а еще потому что это неправильно, когда в семье нет детей. Кто-то из школьников хочет стать командиром в армии, кто-то – будущей звездой эстрады, а кто-то никак не может решить, кем быть лучше – учительницей или дрессировщицей. Кто-то мечтает, чтобы домой вернулся ушедший из семьи отец. И вдруг, как искорка, ответ: «Я живу и радуюсь, у меня есть папа, мама и братья».По вопросу о деньгах среди старшеклассников разгорелся нешуточный спор. И если большинство полагали, что для нормальной жизни вполне достаточно заработка в 30-40 тысяч, главное, чтобы и работа, и жизнь были интересными, то мальчишка, собирающийся стать банкиром, убеждал, перечисляя необходимые траты на семью, что без ста тысяч никак не обойтись, а вот лично ему необходимо никак не меньше трех миллионов.И вопросы религии детей очень волнуют. «Вера – это плацебо, кому-то она помогает», – считает одна из старшеклассниц. С ней согласны многие, ибо думают, что вера уводит от реальной жизни, снимает с людей ответственность и за собственную судьбу, и за судьбы страны. А это, оказывается, является для их дискуссий одним из важнейших вопросов.И хотя из большой группы разновозрастных ребят, собравшихся для обсуждения вопроса о революции в школьной библиотеке, радикалов оказалось только двое, о том, что они готовы предпринять какие-то действия, шаги по изменению политической и экономической ситуации, высказались все. Да как! Свое нежелание восстаний они объяснили вполне зрело, продемонстрировав хорошее знание истории. Во-первых, революция – это хаос, разрушение, которое далеко не всегда приводит к желаемым результатам, а во-вторых, как им кажется, Россия еще не дошла до той крайней точки, когда для изменения ситуации нужно браться за оружие, что еще есть возможность осуществить поворот к нормальному развитию с помощью реформ. Но и у девятилетней радикалки, которая вообще-то хотела бы стать ихтиологом, но готова принять участие в революции, есть свои вполне убедительные резоны. Надо видеть, с какой недетской серьезностью, с какой редкой вдумчивостью выдвигает это юное существо свои вполне обоснованные аргументы.А последний герой, инвалид-колясочник – поистине герой, несмотря на юный возраст, – юный человек редкого в наши дни благородства, чувства собственного достоинства, с большим чувством юмора, для которого Бог – это человек. Мальчик особой внутренней красоты, убежденный, что любой минус очень легко превратить в плюс: «Надо лишь поставить еще одну палочку».Сравнивая героев обоих фильмов, между которыми дистанция почти в сорок лет, вдруг осознаешь, какие глобальные изменения произошли на пространстве, именуемом Россией. Как различны интересы поколения 70-х и нынешнего, как при внешней схожести – открыты, искренни, непосредственны – отличаются от современных индивидуалистов дети, выросшие в идеалах коллективизма. И, кажется, сравнение отнюдь не в пользу старших, в которых старательно уничтожалась личность.И еще эти ленты объединяет метафоричность, поэтика кадра, превращающая документалистику Тофика Шахвердиева в художественное произведение, – стремительные игры маленьких камчадалов и степенный строй дагестанских детей во главе с учителем, шествующих по заснеженной горной тропе, стремительный катер, вздымающий океанские волны, со снующими фигурками юных моряков и финальный кадр последнего фильма – зреющие на ветке молодые красивые яблоки под весенним дождем.
Комментарии