search
main
0

От МХТ до ПНПО. Примите участие в I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А.Сулержицкого

​«Учительская газета» объявляет об информационной поддержке инициативы кафедры эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования (МИОО) провести с 26 по 31 ноября 2012 года I Всероссийскую конференцию школьной театральной педагогики памяти Л.А.Сулержицкого.

Тема конференции: актуальность идей и методов, разработанных театральной педагогикой XX века, в образовательных учреждениях России в современной социокультурной ситуации.Круг рассматриваемых проблемСовременная социокультурная ситуация требует от учреждений образования обновления, основанного на системно-деятельностном подходе. Переходя на новые принципы преподавания, многие образовательные учреждения сталкиваются с отсутствием личной инициативы учителей и учащихся, ясной личностной мотивации, эмоциональной и интеллектуальной включенности в образовательный процесс. Есть проблемы с целеполаганием и коммуникацией, отсутствует опыт целостно-личностного участия в продуктивной деятельности. Решению этих проблем в области педагогики искусства были посвящены исследования К.С.Станиславского и Л.А.Сулержицкого в работе с молодыми актерами МХТ в начале XX века. Их открытия, совершенные с опорой на психологическую и педагогическую науку того времени, впоследствии легли не только в основу русской театральной школы, но и в основу развития всей инновационной отечественной педагогики. Насыщенный событиями XX век разделил две линии развития театральной педагогики на два рукава. Очевиден путь профессиональной театральной педагогики в творческих вузах. И менее очевиден путь развития школьной театральной педагогики в системе общего, высшего и послевузовского образования. Однако в этой области сделано чрезвычайно много. Взаимодействие образования и культурыВ современных условиях мировой глобализации образование не может оставаться изолированным социальным институтом. Оно неизбежно расширяется в целостное социокультурное пространство. Это движение размывает границы многих структур и институтов, прежде традиционно относившихся к разным сферам: искусства, медицины, образования, религии и т. д. Современный опыт театральной педагогики (школьной и профессиональной) позволяет объединить многие, если не все, гуманитарные и антропологические практики. Направления работы конференции (секции) 1. Феномен школьной театральной педагогики в его многообразии.Школьная театральная педагогика как область педагогики искусства. Школьная театральная педагогика в контексте психологии искусства.Школьная театральная педагогика в контексте педагогической и возрастной психологии. Школьная театральная педагогика – общему образованию в контексте инноваций в российском образовании, образовательных систем современной России. Современное состояние и положение театра, где играют дети: его ресурсы и дефициты, его социокультурное значение и место в художественной культуре. Театральная педагогика в театре, где играют дети: общее и разное с профессиональной театральной школой, современное состояние. Диалог с профессиональной школой. Судьбы выпускников. Школьная театральная педагогика в коррекционной и социально-психологической работе. 2. Современные психологические и антропологические аспекты русской театральной школы.Русская театральная школа сегодня: основные пути развития, ресурсы, дефициты и противоречия. Русский психологический театр и психологическая и педагогическая наука в XX и XXI веках. Русская актерская школа как пространство развития духовно-нравственных практик становления личности.Русская театральная школа в контексте философии и психологии игры и импровизации.Театральная педагогика в профессиональной театральной школе и в системе общего образования. Общее и разное. Основные пути и направления развития. Феномен русского психологического театра как культурно-исторического пространства становления личности.3. Творческое наследие Л.А.Сулержицкого.Наследие Л.А.Сулержицкого в развитии современного образования.Наследие Л.А.Сулержицкого в контексте психологии искусства.Русская театральная школа и проблемы со-бытийности в контексте творческого наследия Л.А.Сулержицкого. Наследие Л.А.Сулержицкого в современном театральном искусстве и современной театральной школе.Наследие Л.А.Сулержицкого в духовных исканиях русской культуры: литературе, музыке, изобразительном искусстве. Л.А.Сулержицкий – универсальная личность, общественный деятель и мыслитель.Категории участниковРуководители инновационных и авторских образовательных учреждений (директора, ректоры, заведующие учебными частями, руководители методических и психологических служб школ, гимназий, центров творчества, вузов, учреждений послевузовского образования и др.), психологи, педагоги-новаторы, педагоги системы инновационных образовательных учреждений, педагоги коррекционных образовательных учреждений, деятели культуры и искусства, педагоги театральных вузов, аспиранты и студенты творческих, психологических и педагогических вузов, сотрудники научно-исследовательских институтов, образовательных (педагогических, психологических, просветительских) отделов учреждений культуры, руководители издательств сферы образования и культуры. Итоги работы конференции повлияют на позитивное решение многих проблем, актуальных для системы современного образования. Учителя ознакомятся с методами, методиками и приемами, позволяющими повысить мотивацию учащихся, активизировать образовательный процесс, улучшить качество усвоения учебного материала и развития компетенций в самой широкой образовательной сфере, а не только в области гуманитарного образования и области искусства. Конференция даст возможность передать из рук в руки образовательные практики, которые требуют тренингового освоения, для которых необходимо личностное проживание образовательного процесса и невозможно дистанционное обучение. Положительным моментом станет преодоление пропасти между высоким, профессиональным искусством и школьным. Это позволит вырастить настоящих наследников русской культуры, чувствующих себя сопричастными всему ее богатству. Учащиеся встретятся с новой системой образования, в которой ребенок и учитель – участники совместной творческой образовательной деятельности в атмосфере радости, поиска, сочувствия и соучастия, личной ответственности, эстетической насыщенности. СловарьШкольная театральная педагогика – это система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающих в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве учителей и учеников, способствующая постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах и дающая совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах. Школьная театральная педагогика – часть педагогики искусства. Можно выделить две основные тенденции понимания этого явления: педагогика, которая реализуется на уроках искусства (изо, музыка, МХК, театр и т. д.), и педагогика, которая опирается на целостно-образное мышление и практики проживания содержания образования в любых предметных областях. Нас интересует педагогика искусства в ее втором значении. Хотя те практики, о которых мы будем говорить на конференции, несомненно, первично сформировались на уроках искусства и только потом смогли стать актуальными для любого образовательного содержания. Педагогика искусства реализуется через создание открытой творческой образовательной среды. В художественно-творческой образовательной среде есть то, что инициирует движение к образу: это всегда вопрошающая и проблематизирующая среда. Роль педагога, инициирующего среду, заключается здесь в том, чтобы обнажить, предельно заострить и актуализировать эти вопросы для всех участников со-бытийности. При этом педагог ни в коем случае не может мыслить себя носителем истинного ответа, потому что он каждый раз ищет живое понимание заново. Такая среда инициирует бесконечную цепочку вопросов, а тем самым и процесс непрерывности образования. Что заставляет ребенка, ученика включиться в диалог с вопрошающей художественно-творческой образовательной средой? Возможно, самые острые проблемы современного мира, в котором человеку трудно идентифицировать себя как человека. Наука и технология только мешают, они фиксируют его прикладные функции, а педагогика искусства помогает единичному человеку увидеть себя в зеркале Человечества. Основной темой диалога в художественно-творческой образовательной среде может быть любая проблема: научная, творческая, религиозная. Но основной целью всегда будет формирование образа мира и образа «Я» в этом мире. «Я» смотрится в зеркало культурных эпох и обнаруживает точки сопряжений и диалогов. Полезные ссылкиОфициальный сайт кафедры эстетического образования и культурологии МИОО http://www.kafedramhk.ru/ Сайт фестиваля «Пролог-Весна» http://www.prolog-vesna.ru/index.htm Сайт Московского городского клуба «Дети – театр – образование» http://deti-teatr.ru/Подготовка к конференции будет отслеживаться также сайтом «Учительской газеты» www.ug.ru, рубрика «Методическая кухня», раздел «Дополнительное образование».Леопольд Антонович Сулержицкий (1872-1916) – уникальная фигура отечественной культуры, педагогики и театра начала ХХ века. Невероятная жизнь этого человека – уникальный опыт педагогического и культурного подвижничества, о чем писали такие видные деятели литературы и искусства, как Лев Толстой, Максим Горький, Константин Станиславский, Федор Шаляпин. Представляется, что именно это имя, восстановленное в отечественном сознании, способно сплотить деятелей образования и культуры для совместного решения назревших проблем. 27 ноября 2012 года (140-летие Леопольда Сулержицкого) может стать точкой отсчета для ежегодных конференций.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте