Рано или поздно перед каждым здравомыслящим человеком неизбежно встает вопрос: «Как жить?» И лишь единицы, на мой взгляд, способны сознательно соразмерить свою жизнь (такую крохотную и беззащитную!) с ходом мировой истории и почувствовать ее значимость в становлении, развитии цивилизованного сообщества.
Кто эти люди – наивные идеалисты или самовлюбленные эгоцентристы, – я не знаю. Знаю одно – я принадлежу к их числу. Стоит заметить, что прогресс для меня – это свободное развитие Человека в свободном обществе, его совершенствование. Причем идеала как такового для меня не существует. Точнее, он зыбок, размыт и слишком фантастичен.
Итак, что могу сделать лично я, чтобы общество развивалось по пути прогресса? Ответ очевиден – самосовершенствоваться, работать над собой. Как? На мой взгляд, существуют три пути.
Во-первых, мы должны повышать свой интеллектуальный уровень – ежедневно, ежечасно стремиться к познанию чего-то нового, к расширению кругозора, обогащению лексикона. Развитое общество – это общество интеллектуально развитых, умных людей. Умный человек интересен окружающим. Он способен не только впитывать информацию, но и делиться ею, создавать, созидать, совершать открытия. Именно умные, интеллектуально развитые люди и являются подлинными двигателями научно-технического прогресса. Я абсолютно убеждена, что на нашей планете не было бы вообще ничего, если бы не было Мысли. (Мысль для меня тождественна с библейским Словом, человек – с Богом.)
Вторым, не менее (а скорее даже более) важным путем самосовершенствования является путь нравственного, духовного развития. Одной из форм нравственного воспитания человечества являются религии. Верить или не верить, следовать или не следовать их заповедям – дело лично каждого. Этот вопрос сложный, я бы даже сказала – интимный. Но мне кажется, что каждый человек с первых секунд жизни знает, что такое хорошо и что такое плохо, в общем, он уже приходит в мир с этим знанием. И если спустя годы человек перестает или сознательно отказывается это понимать, то в этом не его – в этом наша вина, ибо мы помешали, навредили, не сохранили ту беззащитную искру добра, что пришла к нам, в наш далеко не радужный мир. И потому, чтобы не растерять генетически заложенной в нас доброты, нужно прежде всего сознательно воспитывать в себе умение прощать. Поэтому заповедь «Возлюби ближнего своего как самого себя» я считаю самой важной.
А что все-таки важнее – нравственное или интеллектуальное развитие? Для меня это равнозначно важные понятия. Более того – одно невозможно без другого. В противном случае такая личность (односторонне-нравственно или интеллектуально развитая) будет в той или иной степени ущербна, не сможет раскрыть свой потенциал, не способна будет в полной мере служить общественному прогрессу.
И наконец, третий путь – путь сознательного служения: обществу, миру, идее. Это путь активной реализации своих возможностей с целью их наиболее продуктивного использования. Это такой способ существования в мире, при котором человек не только сам поднимается по лестнице нравственного и интеллектуального развития, но и ведет за собой других – собственным словом и делом. Это сознательное стремление приносить пользу конкретным людям и обществу в целом. Творить тогда и там, где сама жизнь представляет возможность, в идеале – везде и всегда. Чем больше человек отдаст обществу, тем больше общество вернет ему. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития человеческого в человеке: разума, нравственности, творческих сил.
Мешать прогрессивному развитию общества может многое. Лично я главную опасность вижу в равнодушии и эгоизме. И если человек не поймет, не осознает тот факт, что прогресс зависит от него, от его усилий, ясного осознания целей и выбора средств для их достижения, то ни о каком прогрессе не может быть и речи. Человеческое общество не может развиваться, если не развивается каждый.
Юлия АВЕРИНА, ученица 11-го класса, Саранск
Комментарии