Календарный год заканчивается, учебный – продолжается. И тем не менее это время подведения итогов. С вопросом, каким был и чем запомнился год 2009, мы обратились к учителям, директорам школ и министрам.
Светлана ПРОКОФЬЕВА, учитель немецкого языка Гуманитарного лицея, победитель регионального конкурса “Учитель года России-2009”, лауреат Всероссийского конкурса “Учитель года России-2009”, Псков: Участвуйте в конкурсах!
Еще в начале учебного года я не думала, что буду участвовать в региональном туре конкурса “Учитель года России”. Но получение президентского гранта в рамках национального проекта “Образование” дало такую возможность. Причем особых колебаний я не испытывала, поскольку считаю, что пробовать себя в конкурсах нужно обязательно. Это такое мощное творческое взаимодействие, что его хватает буквально на годы. Победа в региональном туре конкурса, моральная и материальная помощь областных и городских властей, а также поддержка коллег и близких людей дали шанс попасть в Москву на конкурсный финал, и это стало удивительным, необыкновенным, хотя и совсем незапланированным событием в моей жизни. Можно сказать, что с конкурса я вернулась совсем другим человеком. Там царила атмосфера взаимотворчества, а не конкуренции. На мой взгляд, те, кто страшится участвовать в конкурсах, делают шаг назад, потому что это огромный толчок к саморазвитию.
Если говорить о личном, то с введением в этом году нормативно-подушевого финансирования у меня увеличилась зарплата примерно на 30-40 процентов. Я не планировала, но сумела погасить кредит за машину. Зато планировала, но не смогла съездить отдохнуть: весь отпуск ушел на подготовку к конкурсу “Учитель года России”. Но надеюсь, что в следующем году обязательно осуществлю свою мечту и побываю в Италии!
Ольга ЛАТЫНИНА, директор школы №24, Старый Оскол, Белгородская область: Аттестат и две профессии
Мечты действительно сбываются, и у нас даже несколько подтверждений этому. Первое: наша школа в этом году удостоилась диплома “Лидер образования ХХI века”.
Еще одна победа – во Всероссийском конкурсе автошкол. У нас на базе общеобразовательной работает и автошкола, в которой ребята получают профессию. В августе мы получили диплом, в котором названы лучшей автошколой Российской Федерации.
Третий важный момент связан с решением нашего губернатора, по которому каждый выпускник школы должен одновременно с получением аттестата освоить две профессии. Раньше мы предлагали старшеклассникам обучение профессиям водителя, швеи и оператора ЭВМ. Но так как наша школа является Ресурсным центром по профессиональной подготовке, мы мечтали расширить этот перечень. Поэтому в уходящем году решились на очень серьезное лицензирование и теперь имеем возможность предложить обучение профессиям декоратора витрин, демонстратора одежды, делопроизводителя и даже наборщицы, работающей с иностранным текстом. Конечно, это очень заинтересовало ребят, и теперь к нам приходят из всех школ города.
И еще одна осуществившаяся мечта, о которой говорю с особым удовольствием, – это наша отремонтированная и полностью переоборудованная школьная столовая, а также новенькие кабинеты физики, химии, информатики, швейный цех и кабинет технологии. Везде сделан ремонт и установлено новейшее оборудование! И все это благодаря нашим шефам – Оскольскому электрометаллургическому комбинату и его управляющему, директору Андрею Алексеевичу Угарову. Большое спасибо!
Дмитрий ОВЧИННИКОВ, министр образования и науки Самарской области: Взятые обязательства выполняем
За этот год нам удалось выстроить эффективное взаимодействие с федеральным центром и привлечь в область значительные ресурсы и инвестиции. Мы гордимся тем, что бюджеты как 2009-го, так и 2010 года не претерпели существенных изменений, а все взятые обязательства в плане реализации образовательной политики правительство региона выполняет.
По большому счету то, что запланировано на начало года, практически выполнено. Думаю, чтобы избежать разочарований, необходимо просто адекватно оценивать свои силы и возможности, тогда все планы будут реализованы.
Владимир АНОШИН, преподаватель-организатор ОБЖ школы №3, Ноябрьск: Одна семья
В уходящем 2009 году я принял участие в конкурсе лучших учителей школ Ямало-Ненецкого автономного округа и выиграл его. Событие, конечно, знаменательное, потому что это признание моей деятельности как учителя.
Не менее важным считаю и то, что я стал классным руководителем 11-го класса. Очень волновался, ведь надо было завоевать уважение ребят, стать их старшим товарищем. Надеюсь, что это у меня получилось.
Михаил ГОРЕМЫКО, министр образования Саратовской области: Автобусы есть, но подводят дороги
В рамках реализации комплексного проекта модернизации нам удалось примерно в два раза повысить размеры заработной платы работников образовательных учреждений. На моей памяти такого радикального повышения не происходило как минимум несколько десятков лет.
За счет федеральных и региональных ресурсов нам удалось серьезно повысить качество организации учебного процесса, улучшить материальную базу школ. 75 процентов школьников Самарской области обучаются в учреждениях, полностью соответствующих всем требованиям и критериям, заявленным федеральными экспертами.
К сожалению, не удалось до конца довести оптимизацию системы сельских школ. Но тут есть ряд объективных факторов, которые не зависят от министерства образования. Мы смогли полностью обеспечить потребности районов в школьных автобусах, но при этом не в нашей власти сделать так, чтобы сельские дороги, по которым эти автобусы будут курсировать, соответствовали нормам и требованиям.
Лариса НЕБЕССКАЯ, преподаватель истории школы №9 с углубленным изучением китайского языка, Владивосток: С китайского на русский
Уходящий год для меня “юбилейный”: за пять лет я подготовила 149 победителей и призеров олимпиад различного уровня, и не так давно 150-й в этом списке стала моя ученица, выигравшая региональный конкурс “Морская слава России”. В нынешнем году Всероссийская энциклопедия “Одаренные дети. Будущее России” наградила меня медалью “За вклад в развитие образования” в номинации “Учитель”.
Минувшим летом я была руководителем группы учеников школы, выезжавшей на языковую практику в китайский город Чанчунь. Две ученицы купили там книгу на китайском языке и потом самостоятельно перевели ее. Насколько я знаю, до сих пор ни в одной языковой школе Владивостока неадаптированные книги учащимися не переводились. Я предложила распространить этот уникальный опыт. Презентация по переводу книги была показана в школе и получила высокие отзывы на международном семинаре “Современные образовательные технологии и практика преподавания китайского языка” во Владивостоке.
Резеда БИКМЕТОВА, преподаватель русского языка и литературы гимназии №27, Казань: Заслуженная победа
Меня порадовали успехи учеников. Одиннадцатиклассница Зифа Аскарова целый год готовила свою работу по проекту “Меня оценят в XXI веке”. Тему выбрала привлекательную, но непростую – по зарубежной литературе (в нашей гимназии этот предмет как обязательный не ведется) – “Образ Венеции в произведениях малой прозы”. Зифа основывалась на личных впечатлениях, много читала о городе, о тех авторах, что его описывали и прославляли. Я ей помогала как руководитель проекта. Была и поддержка со стороны – гимназия сотрудничает с Татарским гуманитарным педуниверситетом.
В результате получилось настоящее исследование серьезного уровня. Текст сопровождался красочной компьютерной презентацией. И все же, когда мы отправили работу Зифы Аскаровой в Москву на первый заочный тур, в успех не слишком верили. Но нас пригласили на следующий этап. И Зифа победила! Она заняла первое место.
Андрей МИШИН, учитель английского языка, заместитель директора по научно-экспериментальной и аналитической работе школы №12 города Твери, победитель ПНПО, заслуженный учитель РФ: Приятно, когда за любимую работу достойно платят
В этом году в сотрудничестве с Тверским государственным университетом на базе нашей школы мы организовали стажерские практики для студентов и языковые курсы для педагогов на базе университета. Нашими первыми слушателями стали 60 учителей английского языка со всей области.
Что касается личного, то у меня реально повысилась зарплата, примерно на 60 процентов. Что и говорить, приятно, когда за любимую работу достойно платят.
Наталия ШОХИРЕВА, директор школы №1, Анадырь, Чукотский автономный округ: Педколлектив готов работать!
2008-2009 учебный год был сложным для школы. До недавнего времени в городе Анадыре существовали три школы: начальная школа, первая школа и вторая школа. Летом 2008 года все они были объединены в одну – школу
№1 города Анадырь.
Решение о создании объединенной школы было принято после долгих дискуссий и вызвало абсолютно противоположные мнения у всех субъектов образовательного процесса – от полного неприятия до осторожного ожидания: что из этого получится? Работа была проделана колоссальная, а самое главное, чего удалось достичь, – это создать психологически комфортную среду для работы педагогов и обучения школьников. Сегодня школа объединяет 1550 учащихся и 95 педагогов и расположена в трех корпусах. Создана новая нормативная база, получена лицензия на право ведения образовательной деятельности, аккредитация. Но впереди большие планы. Самое главное, что педагогический коллектив готов работать, есть в педагогах интерес к любимому делу. И у меня, как у директора, есть огромное желание, чтобы все наши усилия действительно приносили результат, а учителю – удовлетворение и позитивные эмоции.
Если говорить о личной жизни, специфика нашей профессии такова, что чаще мы все-таки уделяем больше времени своим ученикам, чем собственным детям, что, конечно, неправильно, но… Я очень рада, что мой шестилетний сын поступил в музыкальную школу, а маленькая дочка с каждым днем произносит все больше и больше слов. Еще в 2009 году я получила второе высшее образование по специальности “государственное и муниципальное управление”.
Сергей КОСАЧЕНКО, учитель информатики, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №2, село Каргасок, Томская область: Для Интернета километры – не преграда
Учебный год начался нерадостно. С 1 сентября с введением НСОТ нам срезали 30 процентов зарплаты. Более того – на следующий год обещают урезать еще часть надбавок в некие компенсационные расходы, что тоже энтузиазма не добавляет. Радуют успехи школы, особенно в части создания единого информационного пространства. Представьте, что значит Интернет для нас, школы, которая находится за 500 километров от районного центра. Это день пути. Причем в поселке нет даже устойчивой телефонной связи. И я могу смело сказать, что мы стали интернет-лидером образования в Томской области. Наладили дистанционное обучение учителей по повышению их профессиональной квалификации, заочную учебу учеников в школах Томского университета, открыли дистанционные курсы довузовской подготовки. Недавно мои ученики вернулись победителями со Всероссийского конкурса “Код свободы”. А в следующем году жду перемен – уважения к труду учителя, понимания его работы, его трудностей. Невозможно работать всю жизнь на энтузиазме.
Альбина ИВАЩЕНКО, учитель русского языка и литературы школы №4, Бор, Нижегородская область: Труд учителя стране не нужен?
В этом году я подтвердила высшую категорию и снова, как и прежде, почувствовала себя твердо и уверенно. Кому-то это может показаться мелочью, но для меня подтверждение профессионализма имело большое значение. Я уходила из школы, а значит, из профессии в бизнес на пять лет. За это время и я изменилась, и дети, и требования – школа на месте не стояла. К тому же вернулась я не туда, откуда уходила… А вливаться в новый коллектив всегда непросто. Мне потребовался целый год, чтобы войти в привычный ритм, обрести прежнюю уверенность, чтобы весь мой педагогический опыт снова стал работать на результат. А планку я всегда ставила для себя высокую. Были в этом году и разочарования. Год назад нам обещали, а мы, педагоги, охотно верили в то, что оценка нашего труда изменится, что за достойный труд мы будем получать достойное вознаграждение. И действительно, начиная с лета суммы несколько выросли, мы приободрились: значит, наш труд нужен стране. Но вот уже в ноябре с нас сняли все надбавки, и суммы в квиточках стали еще меньше, чем раньше. Нам объяснили, что это временно, что мера вынужденная, связанная с тем, что надтарифный фонд школы администрация школы рассчитала неправильно и он оказался израсходованным раньше времени. Поэтому Новый год большинство моих коллег встречают без оптимизма. И откуда ему быть, если зарплата при высшей категории и большой нагрузке составила всего пять тысяч?
Виктор МАРТЫНЕНКО, директор гимназии №1, Калач, Воронежская область: Ремонт с продолжением
Мы получили деньги на учебные расходы. Кроме этого, приобрели мебель для семи кабинетов, закупили новую оргтехнику – 15 компьютеров, 7 ноутбуков, 5 проекторов и принтеры. Все это позволило нам полностью дооборудовать кабинеты физики и химии. Сделали хороший ремонт в школе, конечно, еще не все полностью, что намечали, но многое. Как говорится, ремонт нельзя закончить, его можно только бросить, но мы бросать не собираемся.
Гордимся выпускниками этого года, две наши девочки поступили на бюджет в МГУ. Были в этом году и победители областных предметных олимпиад, о районных уже и не говорю, но особенно приятно, что на областном уровне выступили неплохо.
По-прежнему держим уровень гимназии с художественно-эстетическим циклом, во второй половине дня у нас работают творческие коллективы по четырем направлениям: художественное, хоровое, хореографическое и оркестр русских народных инструментов. Звание народного имеет не только оркестр, но и наш гимназический хор “Россияночка”. И как бы трудно сегодня ни приходилось с финансированием, мы стараемся поддерживать наши коллективы на высоком уровне и считаем, что музыкальное и художественное образование необходимо нашим детям не меньше общего.
Елена МИЧУРИНА, заместитель директора гимназии №11 имени С.П.Дягилева, Пермь: Остров надежды
Мы все с нетерпением ждем наступления нового года – Года учителя! Может быть, этот год заставит совсем по-другому посмотреть на роль педагога в нашем обществе. Несмотря на перемены и реформы, есть вечные ценности, которые помогают сохранить оптимизм и определить вектор продвижения вперед. Нашей гимназии 125 лет, но она вечно молода, пока в ее стенах растут дети. А за ними всегда будущее! Гимназия Дягилева – это остров культуры, связанный с прошлым России, Перми, семьи Дягилевых, подаривший нам творческую жизнь и наделивший высоким смыслом весь гимназический уклад.
В уходящем году педагогическому коллективу, родителям и выпускникам удалось приблизить мечту о строительстве нового учебного корпуса гимназии. Принято решение о строительстве, заканчиваются проектные работы.
Жизнь – это ценность, человек – это ценность! И, как любая российская школа, наша гимназия – это остров надежды человека, остров надежды общества на наше доброе будущее.
Лилия БАТАЛОВА, учитель русского языка и литературы сертоловской школы №1 Всеволожского района Ленинградской области, победитель ПНПО: Апробировать учебник – очень интересно
Все мои пятнадцать учеников, а это самая большая группа из всех сертоловских школ, получили высокие баллы по ЕГЭ. Причем половина из них были из математического класса, половина – из гуманитарного. Для сравнения: в Ленинградской области средний балл ЕГЭ по литературе был 53,4 балла, в России – 61, 8 балла, а мои дети показали средний балл – 63,8! Так что есть чем гордиться.
Кроме того, я очень хотела поработать по новому учебнику по литературе для 10-11-х классов под редакцией Сергея Александровича Зинина, и эта мечта осуществилась. Учебник интересен тем, что он двухуровневый. В нем разработан базовый уровень для учеников из математических классов и профильный уровень для гуманитарных классов. Я думаю, высокий результат сдачи ЕГЭ по литературе как раз и связан с обучением по новому учебнику.
Ольга СЕРГЕЕВА, директор школы №4, Великий Новгород: И в деньгах счастье
Перед наступлением 2009 года неожиданно для меня в нашу школу приехали губернатор Новгородской области, председатели областного и городского комитетов образования. Здание у нас очень старое, построено в 1954 году. Оно требовало серьезного ремонта. И во время этого посещения губернатор сказал: “Будем помогать школе, изыщем возможность”. Мы решили, что нам выделят деньги, скорее всего, не слишком большие, на косметический ремонт. Область у нас небогатая… Потом наступил кризис. Мы опустили руки. Честно говоря, никаких финансовых средств, даже небольших, уже не ожидали. И вдруг в мае на ремонт нашей школы выделяется 5 миллионов рублей. Это было такое счастье! Я даже не огорчилась, что из-за ремонта не удалось уйти летом в отпуск.
В этот год, несмотря на кризис, мы нашли для школы шефов. Наш школьный музей, один из старейших в России, переехал в новое помещение. Облик школы преобразился!
Вера ХОРОШИЛОВА, учитель английского языка гимназии-интерната №21, наукоград Кольцово, Новосибирская область: Хочу увидеть Париж
Несколько лет назад мы создали на базе своей школы ресурсный центр, ориентированный на поддержку учителей английского языка. Получив премию ПНПО, я задумалась о том, как можно помочь всем предметникам. Посоветовались с коллегами, с директором. Теперь у нас ресурсный центр преобразован в методический, его деятельность направлена на учителей всех предметов. Мы установили интерактивное оборудование и теперь можем проводить методические встречи, семинары и даже небольшие конференции в комфортных условиях. Центр одновременно электронная учительская и класс. Учителя кафедр, которые не имеют интерактивных досок, проводят здесь открытые и обычные уроки.
После победы в конкурсе ПНПО мне была предложена должность заместителя директора по научно-методической работе. Это позволяет больше делать для коллег и помогать молодежи.
В наступающем году я мечтаю повысить свой профессиональный уровень – поучиться в университете, имеющем разработанную практико-ориентированную базу, школьному менеджменту. А вообще, как это ни тривиально, хочется увидеть Париж.
Юлия ЧА, психолог детского сада №42, Южно-Сахалинск: Неповторимые Курилы
В уходящем году я участвовала в городском конкурсе «Учитель года», где выиграла номинацию «Надежда Южно-Сахалинска» для молодых педагогов в возрасте до 30 лет. Для меня это были прекрасный опыт и возможность попробовать свои силы. Недавно я получила высшую категорию как педагог-психолог. А помимо успехов в профессиональном плане мне удалось осуществить свою давнюю мечту – познакомиться с неповторимой природой Курильских островов, в частности острова Кунашир.
Рима ЯМАЕВА, учитель физики и математики школы №2, деревня Кабаково, Кармаскалинский район, Башкортостан: Расцветает древо жизни
В 2009 году сбылось многое, о чем мечталось. Исполнился один год любимой внучке, совсем недавно родился долгожданный внук. Наше древо жизни расцветает – мы рады и счастливы.
Мне очень нравится моя профессия. Я стараюсь быть хорошим учителем. Надеюсь, что у меня получается. Наверное, это и есть счастье – дарить окружающим свое сердце и свою любовь.
Комментарии