search
main
0

От личного до отличного – один шаг. Лучшие учителя о проблемах не рассуждают – они их решают

Кандидат педагогических наук Ирина СЕРИКОВА создала собственную методику преподавания изобразительного искусства, по которой сегодня обучаются дети примерно в 40 школах Екатеринбурга и Свердловской области.

екатеринбургской школе №168 сформировалась целая плеяда педагогов-новаторов. Не случайно сразу несколько преподавателей 168-й, не лицея, не гимназии, а самой что ни на есть массовой школы, были признаны лучшими учителями в ходе национального проекта. Преподаватель русского языка и литературы Евгений Жуков – «толстовец» – региональный представитель музея-усадьбы «Ясная Поляна», где побывали уже многие старшеклассники. Елена Беляева учит английскому языку: на экзаменах и олимпиадах дети показывают свободное владение иностранным. У преподавателя физкультуры Надежды Пасынковой занимается резерв волейбольной команды «Уралочка»: девушки приезжают в школу из разных районов. Учитель рисования Ирина Серикова занимается с детьми по авторской методике: у нее рисуют все, вне зависимости от способностей.

Разные предметы, разные подходы. Лучших объединяет такое качество: сочетание профессиональных задач и личного интереса. Учительский труд эмоциональный, он не может быть холодным, отторгнутым от души.

Как извлечь пользу

из комплекса

Ирина Серикова из династийной педагогической семьи: она дочь учителя, внучка учителя, правнучка учителя и, похоже, вскоре станет мамой сразу двух учителей.

– Однако всю свою сознательную жизнь, которая закончилась 17 лет назад, когда старшая дочь пошла в школу, я не собиралась работать педагогом. Детство мое прошло в Союзе художников, художественном кружке Дворца пионеров. По образованию я инженер-конструктор. Но поразительно то, что в первый же день, который я провела в школе, появилось ощущение, что работала здесь всегда. Неизбежность судьбы.

– Ирина Адриановна, получается, вы пришли в школу из-за собственных детей?

– Да, прежде всего я мама, тоже вполне педагогическая «профессия». Я должна была быть уверена в качестве образования, которое они получат. Но есть объективная трудность – так называемый комплекс «учительский ребенок»: мамам-педагогам нередко не хватает времени на своих детей, те оказываются самыми заброшенными. Однако к ситуации можно подойти по-другому. Если ты работаешь в школе, где учится твой ребенок, испытываешь большую, чем обычно, ответственность, определяешь для себя более высокую планку, ведь он твой главный «оценщик». Думая о том, как сделать урок более эффективным, ты понимаешь, что стараешься для всех – и для себя. Профессиональные и личные интересы здесь взаимно пересекаются, поддерживаются, и результат увеличивается.

– Как вы оцениваете результат педагогической деятельности? По количеству отличников, числу поступивших в вузы?

– Конечно, я радуюсь, когда мои выпускники поступают в художественное училище, архитектурную академию или строительный факультет Уральского государственного технического университета. Но я ведь не готовлю профессионалов. Главное – сформировать умение вычленить проблему и творчески решить ее. В этом и моя задача как преподавателя изобразительного искусства и черчения. Умение рисовать нужно всем, отнюдь не только тем, кто будет использовать его в своей профессиональной деятельности.

Можно ли научить рисовать за 30 минут

Однажды Ирина Адриановна за несколько часов научила рисовать серьезного взрослого человека. В школе задача не легче: времени, в пересчете на индивидуальные «человеко-часы», на каждого приходится еще меньше.

– Скажите, вы помните школьные уроки рисования? Вот и большинство тоже. Когда я изучила существовавшие программы, то увидела: они или не интересны детям и учителям, или рассчитаны на индивидуальное обучение, то есть не годятся для общеобразовательной школы. Давайте посмотрим, сколько продуктивного времени мы имеем. Урок длится 40 минут. Кто-то опоздал, кто-то сел на жвачку, тут завуч вошел – осталось минут 30. Умножаем на 30 уроков – это 15 астрономических часов, делим их на количество учеников в классе, и каждому достается полчаса, за которые и нужно научить человека рисовать. Задачу для себя я поставила так: вернуть ребенку утерянное время, а для этого коллективное обучение приблизить к индивидуальному.

– Как вы этого достигаете?

– Создавая ситуацию выбора. Еще моя мама говорила: если после урока остались исписанные парты, урок прошел бездарно. Дети должны быть заняты все время. Не капризничать, не отвлекаться позволяет ситуация выбора. Она должна быть и у ученика, и у учителя. Каждый год дети получают специальные тетрадки. Работать могут в них или в альбоме, карандашом или красками, повторить за учителем или придумать свое. За урок дети успевают сделать и узнать очень много.

– В чем суть вашей авторской методики?

– Ее цель – создание условий для развития визуального мышления, эмоционально-творческих возможностей. Курс делится на два цикла: для начальных классов и для средней школы. Обучение систематизировано. Изобразительную деятельность можно разложить на три основные компонента. Сначала объект нужно увидеть, рассмотреть, проанализировать – работает мысль. Затем преобразовать, добавить свое – задействуется воображение. Наконец, создать новый визуальный образ – здесь важна зрительно-моторная координация, умение воспроизвести то, что создано в воображении. На этих уровнях мы и работаем.

Моя задача в начальной школе – научить всех детей, независимо от способностей, используя простейшие элементы, рисовать кошку так, чтобы она была похожа на кошку, а лицо человека – на лицо человека. А в средних классах программа построена уже по-другому, основывается на цельных образах, на собственном видении, ощущении пространства, она связана с изучением истории на параллельных уроках. Часто используем региональный материал.

– Из чего состоит учебно-методический комплект программ, который позволяет любому учителю действовать по вашей методике?

– Для программы «Рисую мир» (начальная школа) это книга для учителя, рабочие тетради для 1-го класса «Первые шаги в мир искусства», для 2-го класса – «Мир вокруг нас», для 3-го класса – «Человек и предметный мир», для 4-го класса – «Мир сказок и фантазии». Есть также книга для учителя и учебное пособие для 5-го класса «Изобразительное искусство и его история. Древний мир».

– В вашей программе чувствуется инженерный подход. Вы получили проблему, разложили ее на составляющие и нашли неординарное решение. А если я поставлю вопрос не частный, а глобальный: что, по-вашему, необходимо изменить в российской школе?

– Я делю проблемы на две категории. Первая – те, которые в состоянии решить сама. Говорить о них не имеет смысла, нужно решать, что и стараюсь делать. Вторая категория – те, которые от меня не зависят. Школе как социальному институту необходимо возрастание престижа. Доводилось слышать: сюда, мол, идут люди, которым не удалось реализоваться в других сферах. Это не так, школа сама по себе обладает массой привлекательных моментов, дает прекрасную возможность для реализации личности. Главная же причина кадровых проблем известна – материальная незащищенность учителя. Можно ли мечтать о мужчинах-педагогах, если на нашу зарплату сложно содержать семью? А для более эффективного учебного процесса необходима, во-первых, учеба в одну смену, во-вторых, меньшая наполняемость классов.

Но лично я стараюсь не зацикливаться на проблемах и недостатках – так начинается саморазрушение, а более эффективно работать в тех условиях, какие есть.

Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте