search
main
0

От летописца до агитбригады Итоги конкурса подведены: кто лучший по предмету?

Как и в прошлые годы, в 2002-м особенно активное участие в конкурсе “Сто друзей” приняли историки. Наряду с литераторами это самая плодовитая часть отечественных педагогов. Авторам трех методических разработок к урокам по истории (из семнадцати рассмотренных жюри) были присуждены призовые места.
Историки традиционно проявляют себя не только на уроках. Самый яркий материал оказался в номинации “Организация внеклассной работы по предмету”. Соавторы Валентина ИВАНОВА, учитель истории педагогического лицея Великих Лук, и Юлия ЯРЫШКИНА, учитель английского языка того же учебного заведения, прислали на конкурс сценарий внеклассного мероприятия для 7-го класса “Россия – Родина моя”. Он содержит подробную сценографию, подборки стихов и песен, реплики и ремарки. По мере развития действо приобретает черты обучающего мероприятия, зрители вовлекаются в исследовательскую работу. Политическая история России обыгрывается авторами в ключе державной, государственнической идеологии. Формы подачи материала варьируются. Здесь и монолог летописца, читающего фрагменты хроники, и рассказ былинного богатыря, и выступление агитбригады.
Весьма интересная работа представлена в номинации “Технологии и методики преподавания”. Юрий АБРОСИМОВ, учитель истории гимназии N 4 города Норильска, составил разработку “Технология дистанционного обучения”. Автор предложил цельную систему исторического образования. Работа написана им на основе богатого практического опыта и анализа систематического анкетирования учеников, обучающихся по предлагаемой системе. Она предусматривает комплексное изучение материала. В качестве одного из примеров взята тема “Русское государство и право в IX – XVII веках”. Здесь дается детальное описание технологии, методики и набора конкретных приемов работы. Используются разнообразные формы контроля знаний. Предусматривается проведение глоссарного (терминологического) диктанта, практикуется работа с хронологическими таблицами, применяется информационная атака, дискуссия и т.д. Юрий Абросимов подробно описывает плюсы и минусы модульного подхода, предостерегая коллег от ошибок. В предлагаемую систему обучения по усмотрению учителя может быть вписана видеолекция, консультация, тестирование, составление схем.
Недостатки учебников педагог может компенсировать самостоятельным подбором материалов к уроку, но работа эта трудоемкая, да и времени на нее зачастую не хватает. Поэтому особенно приятно было обнаружить методическую разработку Натальи КРЮЧКИНОЙ, учителя истории СШ N 30 поселка Базанча Кемеровской области, “Загадки на уроках истории” в номинации “Материалы к уроку”. Наталья Борисовна собрала загадки, пригодные для изучения древнего мира и отечественной истории, дала теоретическое обоснование и методические рекомендации по их использованию на уроках. Среди плюсов методической разработки – органическое сочетание исторической темы загадки с ее поэтической формой. Хотя художественные качества не всегда соответствуют классическим образцам загадки, но зато открывают простор для творчества учителям, а заодно и ученикам. Сочиняйте, пробуйте, улучшайте свой урок до бесконечности. Главное тут – почин. Наталья КРЮЧКИНА подала хороший пример. Ее разработка может стать практическим материалом для учителей истории, работающих в средних классах.
Следует также отметить сценарий урока “Крымская война”, присланного на конкурс Станиславом СИНЦОВЫМ, учителем истории уже упомянутой гимназии Норильска. Урок детально продуман, позволяет преподавать материал комплексно, соединяя в единую картину изученное на предыдущих занятиях с новыми знаниями. Качественно проработана методическая сторона урока: ученики выстраивают хронологию событий, знакомятся с исследуемой эпохой через образы исторических личностей. Крымская война рассматривается в конкретном контексте. Ребятам предлагается самостоятельно делать выводы о причинах события и о его последствиях.
Итоги конкурса подведены. Лучшие конкурсные работы читайте на страницах “Учительской газеты” и ее приложения – журнала “Учитель года”.

Вячеслав РУМЯНЦЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте