В декабре 2005 года в структуре МИОО появилось новое подразделение – лаборатория «Языкознание для всех». Оно объединило группу энтузиастов из научно-исследовательских институтов и школ Москвы, уже много лет проводивших конференцию школьников с таким же названием. Собственно говоря, именно детскую конференцию и можно считать точкой отсчета в том непростом деле, которое было затеяно еще в 90-е годы прошлого века, а теперь получило серьезное воплощение в стенах МИОО.
Лихие 90-е… Кто-то вспоминает о них со страхом, а вот многие учителя считают этот период в развитии страны благодатным для педагогического творчества, построения авторских школ, новых методических систем. В 1997 году в московской гимназии №1541 была впервые проведена лингвистическая конференция, на которой школьники представляли свои исследования. Казалось бы, что в этом необычного? В те годы многие школы Москвы активно взялись решать проблемы, связанные с обучением учащихся (а главное – учителей!) исследовательской работе. Среди конференций были и многопрофильные, наиболее престижным считался уклон в естественные науки, впоследствии пальма первенства перешла к форумам, связанным с информационными технологиями. Гуманитарные конференции считали чем-то вроде второго эшелона, но среди них тоже были лидеры, например, «Человек и общество» в гимназии №1504, «Лингва» – в гимназии №1508, и наша – «Языкознание для всех». Она тоже сначала проходила только на базе одного ОУ – гимназии №1541, но с 2003 года стало расширяться участие в ней школьников из стран СНГ и Балтии, первый день традиционно проводится с тех пор в стенах Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. Традиции, которые закладывали в процессе становления лингвистической конференции, стали потом принципами работы лаборатории «Языкознание для всех». Необычность конференции была прежде всего в том, что, имея, казалось бы, узкую языковедческую направленность, она охватывала исследования всех сфер культуры. Другая особенность конференции: с самого начала она стала полем для тесного сотрудничества представителей науки и школы, причем и с той и с другой стороны была привлекательна для личностей ярких, необычных. И еще: участники и гости конференции на протяжении всех лет ее проведения отмечают как высокий научный уровень мероприятия, так и доброжелательную атмосферу, царящую на нем. Все перечисленные черты и определили содержательную и организационную специфику лаборатории «Языкознание для всех», а в дальнейшем – и кафедры языкознания МИОО. Кафедра языкознания была открыта в ноябре 2011 года. В положении о кафедре указано, что она междисциплинарная, что основные цели ее создания – «Научно-методическое обеспечение и практическая реализация в образовательном пространстве города Москвы деятельности по лингвистическому развитию и повышению уровня функциональной грамотности». Чего же мы хотим добиться от учителей и школьников, почему считаем наши цели такими важными? Мы хотим, чтобы учителя осознали значимость языковой стороны обучения любому предмету и убедились в том, что внимание к языку сделает интереснее и эффективнее любой урок или внеклассное мероприятие. В течение многих лет мы накапливали опыт развивающей лингвистической работы, которая дает возможность сформировать и у учителя, и у школьника умение и желание смотреть на мир через призму языка. В 2009-2012 годах сложившаяся научно-методическая система получила поддержку и продолжение более чем в двадцати школах Москвы, действовавших вместе с нами в рамках городской экспериментальной площадки. Особенно хочется отметить такие активные ОУ, как гимназии №1541 (ЗАО), 1513 (ЦАО), 1567 (ЗАО), ЦО №1485 (ЗАО), школы №37 (ЗАО), 832 (ЮАО), 931 (ЮЗАО). В последний год произошло много изменений в московском, да и во всем российском образовании. Работать в эпоху перемен непросто, но сеть школ, сотрудничающих с нами, только расширяется, и мы очень высоко ценим это сотрудничество. Результаты инновационной деятельности последних лет представлены в сборниках, изданных в МИОО. Курсы кафедры языкознания предназначены учителям не только языковых, но и других предметов, ведь сегодня все более актуальными для учителей становятся такие общие для всех вопросы: Как сделать учебные тексты (а особенно встречающиеся в них термины) полностью понятными школьникам? Как научить их выражать (и воспринимать) нужную мысль не только на уроке русского языка, но и на любом другом уроке? Как привлечь внимание, вызвать интерес к языку того или иного предмета – главному инструменту изучения предметного содержания? Как помочь запомнить то или иное правило? Решение этих и других языковых проблем, возникающих в образовательном процессе, возможно только в масштабе всей школы. А результат применения системы специальной работы с языком разных предметов будет общим для всех, то есть метапредметным. Это слово стало активно использоваться педагогическим сообществом относительно недавно, а та научно-методическая система, которую мы теперь называем метапредметным обучением русскому языку, стала складываться у нас уже давно. Таким образом, можно сказать, что создание в МИОО междисциплинарной кафедры языкознания стало ответом на социальный заказ, связанный с введением ФГОС. Мы глубоко убеждены в том, что работа по новым стандартам требует более высокого уровня сотрудничества как учителей внутри общеобразовательных учреждений, так и преподавателей внутри институтов, занимающихся повышением квалификации и переподготовкой школьных педагогов. Поэтому одной из задач кафедры языкознания считаем налаживание содержательных связей с другими подразделениями МИОО. Кафедра языкознания – это союз единомышленников, каждый из которых имеет свое лицо. Некоторые из наших преподавателей хорошо известны не только в Москве и регионах России, но и за рубежом: доктор филологических наук, профессор В.Беликов, доктор педагогических наук, профессор. Е.Хамраева, доктор филологических наук, профессор М.Сидорова и другие. Много лет преподавал основы информационных технологий в Германии кандидат технических наук М.Шаповалов, а сейчас он стал одним из самых востребованных преподавателей кафедры языкознания. В целом научный потенциал кафедры и включенной в ее состав лаборатории «Языкознание для всех» весьма значителен: четыре доктора и двенадцать кандидатов наук. Первые восемь курсов кафедры были открыты в феврале 2012 года, до конца прошлого учебного года на них были обучены около 200 человек, в 2012-2013 учебном году курсов уже более двадцати, а обучающихся – более 500! При поддержке опытных методистов наши преподаватели успевают, кроме ведения курсовой системы, ежемесячно участвовать в большом количестве семинаров и круглых столов, проводить открытые уроки и мастер-классы, готовить школьников к олимпиадам, организовывать и проводить семинары за рубежом в рамках совместного проекта с фондом «Русский мир». Одним из главных ежегодных мероприятий остается для нас Международная научно-практическая конференция школьников «Языкознание для всех», в рамках которой метапредметное обучение русскому языку совмещается с обучением исследовательской работе. Общие темы конференций последних лет стимулируют сотрудничество учителей разных предметов в качестве научных руководителей школьников: 2011 год – «Образование в зеркале языка», 2012 год – «Язык и профессия», 2013 год – «Лингвистика каждого дня». Юбилей МИОО, наверное, всех нас заставил задуматься о том, что сделано, и о том, что предстоит нам сделать для московского образования. Пусть наш институт, преодолевая любые возникающие проблемы, и дальше выполняет свою трудную, но благородную миссию! Пусть встречи с коллегами приносят нам радость совместного творчества и дружеского общения! Ольга ДРОЗДОВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой языкознания МИОО
Комментарии