«Детство пахнет ростовскими суховеями и гуталином солдатских ботинок на плацу…» Это из воспоминаний Александра. А еще детство – это «пыльная тайна закрытого ото всех школьного актового зала, в котором, если стащить ключ, можно целыми днями наигрывать на гитаре (тихо-тихо, конечно, пока идут уроки)». Эта музыка навсегда переплелась с жестким ритмом тех солдатских ботинок, которые маршировали по военному городку близ Сальска, где служил отец будущего маршала, тогда еще Саши Минькова. Истоки псевдонима певца на самом деле стихийны, хотя есть несколько версий высокого «маршальского» звания. Может быть, это детское дворовое имя могло стать пророческим, и дослужился бы Александр до маршала авиации, если бы не…
Маршал задает своим творчеством вопросы и ищет на них ответы вместе со слушателями. Вот как он сам комментирует песню . «Я каждый раз задаю себе вопрос: кто мы, возводящие памятники до небес и рубившие головы, у кого лучшие в мире космические корабли, а на улице беспризорные дети?! Я задаю себе этот вопрос каждый день, но у меня нет на него ответа. Кто мы, ослепшие от слез? Кто мы, чей мир всегда не прост? Кто мы, сгоревшие любя? Кто ты, забывший сам себя?»
Резкий разворот летчика-перехватчика
Отец Александра, военный летчик, мечтал, что сын тоже выберет военную судьбу. И Александр два года учился на летчика-перехватчика, пока не понял: военная карьера не для него. Детское увлечение игрой на гитаре переросло в твердое желание серьезно и профессионально заниматься музыкой. Хотя, что значит детское? Он в 13 лет окончил музыкальную школу, хотя, как утверждает сейчас, «настоящего музыканта из меня сделал труд…». Его творческая карьера началась еще в шестом классе с игры на танцплощадке, в десятом у Александра уже был свой ансамбль – ВИА «Степняки», эдакий «Битлз» районного масштаба. Саша был там самым младшим – 15 лет. Но народная любовь доставалась по «взрослой» ставке.
С армией Александр Миньков расставался непросто. Тяжелые разговоры с отцом, с командованием училища. Потом еще год он служил солдатом. «Гражданка» началась с работы матросом-спасателем в Крыму, механиком на аттракционах в парке, рабочим… Все это, как говорится, «на фоне постоянного творческого поиска». Писал песни, играл в различных группах.
В России все пути идут в Москву. Это мощная, но весьма ненадежная стартовая площадка для талантов. Сказочный и жестокий манок. В столице одна из ресторанных команд искала бас-гитариста. И Александр рискнул. Он ничего не терял в случае отказа, но стал на путь Маршала, поймав удачу за хвост. Или просто правильно шагнул на дорогу судьбы. В то время его заметил Стас Намин. Предложил поиграть в «Цветах». Потом был «Аракс». До того как Миньков пришел в легендарную ныне роковую группу «Парк Горького», он уже был уже известен в широких музыкальных кругах.
Тогда это была единственная русская группа, получившая мировое признание. Миньков начал работать в ней музыкантом, а ушел уже известным солистом в 1999 г. Пришло время новых идей, захотелось заняться сольной карьерой. В слове «солист» на самом деле много соли, колких кристалликов от высохшего пота, который надо пролить, чтобы стать Маршалом. Вот что говорит об этом сам Александр. «Когда из «Парка Горького» ушел Носков, наш солист, и я в спешном порядке стал озвучивать все его сольные партии, понял, что такое петь на сцене. В кровь, в боль, в порванные связки, срываясь на хрип, отчаянно желая «сыграть» на собственном горле так же, как играешь на гитаре, чтобы тебя услышали и поняли даже в самом последнем ряду».
В декабре1998 г. вышел дебютный компакт-диск певца «Может быть». Песни на нем были написаны разными людьми, в разное время, не были связаны единой музыкальной концепцией. На диске-поиске звучали рок, эстрада, шансон. Нет рецептов, по которым можно легко печь шлягеры, петь песни, которые полюбятся многими. Поиск путей к народной любви сложен и тернист.
1999 г. можно считать началом персональной творческой карьеры. Тогда в Краснодаре прошел первый «сольник» Александра Маршала. Это был успех. 15-тысячный стадион был полон! А в октябре 2001 г. состоялись первые сольные концерты певца в Москве на главной сцене страны в Кремлевском Дворце.
«Кто ты?»
Жизнь артиста – не только путь к творческим вершинам. Это бесконечные гастрольные дороги. Десятки городов, сотни концертных площадок. Они тоже бывают разными – пафосными, клубными, большими и маленькими. Зрителей может быть тысячи, а может – несколько десятков. Как в госпиталях, в военных частях, куда Александр Маршал приезжает уже как «свой» артист.
Он никогда не заигрывает с публикой, просто ведет диалог через свои песни. Иногда говорят, мол, такой-то артист поднимает свой рейтинг военно-фронтовой тематикой. Это не про него. Он начал писать свои пронзительные песни до этой, ставшей ныне модной тенденции. Эти песни складывались и продолжают рождаться из фронтового прошлого его деда, из военной судьбы отца, из поездок певца в «горячие точки».
Маршал задает своим творчеством вопросы и ищет на них ответы вместе со слушателями. Вот как он сам комментирует песню «Кто ты?». «Я каждый раз задаю себе вопрос: кто мы, возводящие памятники до небес и рубившие головы, у кого лучшие в мире космические корабли, а на улице беспризорные дети?! Я задаю себе этот вопрос каждый день, но у меня нет на него ответа. Кто мы, ослепшие от слез? Кто мы, чей мир всегда не прост? Кто мы, сгоревшие любя? Кто ты, забывший сам себя?»
Сам певец себя не забывает. Хоть он не стал летчиком, но небо и он едины по сей день. Аэродром – одно из его любимых мест, открытое пространство, запах паленого керосина – то, что он органически вплетает в свои песни и музыку. Клип на песню «Небо» он снимал, самостоятельно управляя штурмовиком
«Л-29». В домашней коллекции певца хранится более тридцати моделек самолетов, вертолетов в масштабе 1:48, которые он собрал своими руками.
На песни Маршала клипы снимать легко, как говорится, были бы деньги. В текстах его песен нет пространной «заумности», порой такой нарочитой, что приходится догадываться, о чем спел артист. Его песни – это истории, они о том, что происходит в жизни. Темы любви, смерти, встреч и разлук, с одной стороны, бесконечны. Но не каждому дано найти новый оттенок у этих вечных красок жизни. Надо суметь поймать сегодняшнее их звучание, увидеть современный оттенок цветовой гаммы. Так у Маршала появилась песня о героической 6-й роте псковских десантников, о чеченском мальчишке, с собственными представлениями о дружбе и подвиге, о водителях-дальнобойщиках, о нашей жизни. «В начале жизни у нас полный бак бензина, но не успеешь обернуться, а жизнь-то уже кончается». Так философски объясняет Александр смысл песни «Наши души». На самом деле можно оставить душу пустой, а можно наполнить ее энергией созидания, которая окрылит и самого, и окружающих.
Основная черта Маршала, отличающая его от большинства эстрадных артистов, – искренность. Слушателей не обманешь. Они могут восхищаться талантом артиста, но не принимать его как личность. Александр держит свою человеческую планку не только ростом под два метра, но и данным природой и воспитанием истинно мужским характером. Поэтому его альбомы не залеживаются в музыкальных киосках. Особенно с военной тематикой. Этим песням верят.
У певца много наград, пусть и не боевых, но почетных. За «военный» альбом «Горец» Маршалу вручили медаль Благоверного Великого князя Александра Невского и грамоту «За большой вклад в военно-шефскую работу». Недавно Академия безопасности и правопорядка приняла Александра в свои ряды, ему вручили уже орден Александра Невского. Памятная награда – из Приштины. Тогда, во время его выступлений перед миротворцами в Югославии, ему в знак уважения передали от американцев медаль НАТО «За боевое содружество». Дорога ему и недавняя юбилейная медаль, выпущенная к 75-летию Воздушно-десантных войск. Для кого-то это кусочек металла, а для Маршала – дорогой и почетный знак признания его творчества доблестными десантниками.
Осборн и другие
По ту сторону океана тамошние звезды наших особо не жалуют. Не потому, что талантом россияне обделены, просто мы разные. И интернациональность творчества скорее Богом данная реальность, чем сложные пиаровские раскрутки. Дружат «западные» и «восточные» звезды редко. А вот Александр Маршал не просто знаком с заокеанскими кумирами. Его работа в «Парке Горького» в свое время была по достоинству оценена. Тот же Глен Хьюст, бас-гитарист из «Дип Перпл», частенько приезжает с женой в гости к Александру. Жарят шашлыки, чуть-чуть «употребляют», разговаривают о том о сем…
Маршал признается, что многому научился у них. В том числе отсутствию показной «звездности», когда смысл гастрольной поездки определяет наличие или отсутствие у принимающей стороны помпезного белого лимузина. И еще: кто не умеет падать, не научится летать. Хотя скорее это уже знание несостоявшегося летчика Саши Минькова…
И это все – о нас
Так говорит певец и музыкант о каждой своей песне, о новых альбомах. Чтобы не выпасть из реальности, не дать зарасти душе жирком успешности, он постоянно штурмует новые вершины. Иногда в буквальном смысле. По крайней мере не так давно Александр был заметным и успешным участником замечательного проекта Форт-Боярд.
Позитивное любопытство Маршала приносит порой достойные плоды и для мировой культуры. Однажды во время отдыха в Италии не растерявший военной бдительности артист заметил в скале, недалеко от исхоженной туристами тропы, позеленевший от времени крюк с вензелями и пиратскими знаками отличия. Теперь в одном из тамошних музеев висит напоминание «о громадном культурном вкладе русского туриста Александра Минькова».
А дома в России у Маршала растет самый дорогой его «вклад» – сын. Поэтому Александр мечтает, чтобы в нашей стране все пошло на лад. Обидно за Родину. Бескрайние просторы земли и небес – и бескрайность испытаний страны на прочность. Но как человек, имеющий непосредственное отношение к защитникам Отечества, он верит, что есть кому защитить и наши рубежи, и славу России. Важно, чтобы страну поднимали профессионалы. В том числе и в армии.
И в заключение – Александр Маршал о Родине и о себе: «Чтобы государство гордилась своими Вооруженными Силами, надо, чтобы люди в погонах взаимно его уважали. Если у человека на службе у государства будет свой дом, достаток, признание военных заслуг и достойная старость, тогда мы можем быть спокойными за будущее России. Надо для этого перейти на принцип контрактной службы, давайте двигаться в этом направлении. Но только чтобы государство не было отделено от народа. А будет жива страна – будут и песни».
Комментарии