Юрий Минералов. История русской литературы. 90-е годы ХХ века. Учебное пособие для вузов. Гуманитарный издательский центр “Владос”, Москва, 2002.
При прочтении этого учебника на язык просятся ленинские слова: “Очень своевременная книга”. Действительно, профессору Литинститута Юрию Минералову удалось поймать конъюнктуру “за хвост”: изданное пособие должно пользоваться бешеной популярностью у преподавателей и студентов филологических специальностей, ибо читать современную литературу “подряд”, ориентируясь на толстые журналы и наиболее раскрученные издательства, значит, во-первых, сильно рисковать своим психическим (и нравственным) здоровьем, а во-вторых, вследствие ограниченности тиража нынешних изданий, нужно потратить много времени для нахождения искомых произведений. И, наконец, в-третьих, в море нынешней прозы и поэзии следует грамотно расставить мировоззренческие “маяки” – иначе грош цена самому процессу чтения. Но тут студент и преподаватель сталкиваются с указанным выше “во-первых”… В результате – замкнутый круг.
Юрий Минералов попытался навести хоть какой-то порядок в текущем литпроцессе и достаточно тактично, но вполне определенно раздал всем сестрам по серьгам. В той или иной мере автор касается творчества 62 прозаиков и драматургов и 23 поэтов (плюс группа куртуазных маньеристов).
Отдельными главами в пособии представлено творчество Л. Леонова, В. Распутина, В. Белова, Ю. Бондарева, А. Солженицына, Венедикта Ерофеева. Обзорные главы в пособии посвящены символическому реализму (в качестве представителей названы А. Варламов, Л. Костомаров), писателям Литинститута, рассказу 90-х годов (жанр, который серьезно не рассматривается критикой с начала эпохи букеровских премий), поэзии, основным интонациям прозы 90-х годов и “экзистенциальным” мотивам в прозе. Мотивы эти автор находит у А. Кима, С. Довлатова и М. Веллера.
Хотя книга и называется “История русской литературы”, всем нам интересно не столько “вчера”, сколько “завтра” отечественной словесности. Из когорты “сорокалетних” Юрий Минералов отмечает московского прозаика А. Варламова, а из писателей более поздней волны – М. Крупина, характеризуя его повесть “Самозванец” как талантливое произведение, поскольку “слог у автора весьма выразительный”.
Анастасия ДМИТРИЕВА
Комментарии