search
main
0

От короткой и простой до загадочной и тайной: педагогическая сказка как зеркало образования

Педагогика не просто наука (а есть ученые, которые сомневаются в данном статусе педагогики), но и искусство объединения людей, способность поддерживать друг друга в непростом мире общественной жизни, эстафетная палочка мудрости, знаний и радости. А для меня педагогика еще связана и с волшебством, чудом другого мира, фантастикой и полетом воображения. Не случайно жанр фантастики и фэнтези один из самых любимых в художественной литературе. Может быть, поэтому возникло желание придумать педагогические сказки как соединение профессионального интереса и личной склонности. Именно сказки.

Жанр сказки один из старейших в литературе. В отличие от мифов и легенд сказки изначально не связывались с отражением реального мира. Но зато уже в детском возрасте через их сюжеты передавались важные моральные правила и житейская мудрость. «Сказки на всякий случай» Е.Клюева – хороший образец, чтобы подумать о некотором ответвлении житейских сказок, связанных с повседневностью, в педагогическое направление. Конечно, классическими можно считать сказки Александра Сергеевича Пушкина. Но и в современной поэзии есть прекрасные (в первую очередь педагогические) образцы, например, в творчестве абсолютного победителя конкурса «Учитель года России» 1993 года Олега Геннадьевича Парамонова (кто не знаком с его творчеством или с его поэтическими сказками, точно получит удовольствие от такой встречи).

Особенности сказки (в отличие от мифов, легенд, сказов и сказаний, былин и рассказов):

  • изначально предполагаются вымысел и фантастичность, нет претензий на отражение реальности;
  • присутствует сюжет с героями, которые редко встречаются в настоящей жизни или вообще не существуют, наделены специальными силами и особыми свойствами, обладают сказочными предметами;
  • в конце есть мораль в прямом или косвенном выражении (иногда она может быть «распределена» по всей сказке), понятно, ради чего рассказана сказка (обычно мораль одна, хотя разных идей может быть много), часто мораль формулируется «в лоб», чтобы каждому было понятно, зачем рассказывалась сказка;
  • есть связь с повседневной жизнью и острыми вопросами бытия человека (повествование можно легко соотнести с жизненными ситуациями);
  • требует от человека развитого воображения, использует образы и метафоры (не все готовы к такому восприятию, а многие возмущаются обманом и запутыванием, хотят прямой отсылки к реальности).

Какими я вижу отличительные черты педагогической сказки? Здесь нет очевидной морали, а сами сюжеты часто не окончены. Так, может быть показана важная характеристика педагогической деятельности – окончательной и однозначной точки ее итоговых результатов нет, есть только промежуточные этапы на пути длиной в жизнь. Не случайно в нормативных регулирующих документах говорится об образовании на протяжении всей жизни. Только надо учиться вдумчиво и осознанно, иначе получится как во многих стандартных завершениях русских народных сказок.

Заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ Екатерина Асонова в беседе на радио «Говорит Москва» так высказалась о роли сказок: «Сказка – это предтеча аналитического мышления. Когда ребенок играет, она приглашает его в ту же воображаемую игру. Благодаря сказке у детей складывается метафорическое игровое мышление». Но и для взрослого человека сказка может быть способом увидеть себя со стороны, своеобразным зеркалом, которого личности не всегда хватает в жизни (главное, чтобы оно не оказалось искаженным, а человек не попадал в королевство кривых зеркал).

Есть уверенность, что сегодняшним творческим педагогам (может быть, и вместе с учениками) вполне по силам самим придумывать сказочные сюжеты, связанные с образованием. Призываю всех попробовать это сделать. А в предлагаемых ниже сказках есть и определенная учебная интрига. В их названиях присутствуют неочевидные отсылки к произведениям художественной литературы из школьной программы. Они знакомы почти каждому. Можно попробовать их вспомнить. Первая сказка будет связана с педагогическим выгоранием, о котором так часто (по поводу и без) говорят сегодня. Мне этот термин не нравится, потому что на месте сгоревшего дома наши предки никогда не ставили нового жилья. Не будем выгорать и сгорать, чтобы не превратиться в профессиональный пепел (хотя есть и сказочная птица Феникс, которая возрождается из пепла).

Корона без головы: от коронования до выгорания

Жила-была Корона. И всем встречным она представлялась: «Просто Корона». Но ее не воспринимали самостоятельной, каждому было интересно узнать, на чьей же она находится голове. А Корона без головы, по их мнению, не имела смысла. Опечалилась Корона. Она решила найти себе подходящую голову – достойную, умную, честную, благородную. И выбрала она педагога. Однажды она забралась на ветку пушистой елки, растущей рядом со школой, и вместе с хлопьями снега свалилась на проходящего мимо Педагога (история умалчивает, мужчина это был или женщина, да и не важно это для нашей сказки). Пришел Педагог на работу, снег на шапке быстро растаял, а Корона цепко сидела на голове. И стала она отправлять вниз свои мысли – возвышенные, напыщенные. Первым на лице отреагировал нос – вздернулся, стал на всех дерзко и заносчиво посматривать. Слова стали цветистыми и пустыми, точно превратились в мыльные пузыри. Они плавали по воздуху и вызывали восхищение окружающих. Одно жаль – быстро лопались и оставляли только чуть заметные и не совсем приятные капельки.

Теперь Педагог везде распространял свои мысли – на педсоветах, перед родителями, среди детей на занятиях. С особой гордостью делались заявления, что всех зажигают слова Педагога. И дети выходили с занятий с горящими глазами. Так громко это заявлялось, что спящий Огонь проснулся и поплыл по воздуху, чтобы увидеть, кто о нем постоянно говорит. Ему понравились и Педагог, и Корона на его голове. «Здравствуйте, приятно познакомиться», – вежливо сказал Огонь и протянул руку для приветствия. Его увидела и услышала только Корона, которая в ответ тоже протянула руку (или что там у нее было для приветствия).

Догадливый читатель, наверное, уже понял, что произошло дальше. Да, мы забыли упомянуть, что Корона была бумажной. К сожалению, в этом мире большинство корон именно бумажные, даже если они и прикидываются другими – железными, серебряными, золотыми или деревянными. Теперь уже легче предположить, что произошло в результате описанного выше знакомства. Вспыхнула Корона от огня, потому что короны от других вещей (например, от стыда или от неловкости) никогда не вспыхивают. А тут заполыхала. Педагогу, конечно, ничего не было заметно, ведь Корона была незримой, незаметной. Ах, как много таких корон сидит на людях, которые и не догадываются об этом (хотя окружающие их все-таки чувствуют каким-то волшебным образом)! История горения была недолгой. Быстро Корона превратилась в черную пыль, развеявшуюся первым же встречным Ветром. Ветер даже не заметил, что распылил Корону. А Педагог вдруг почувствовал неимоверную усталость и апатию. Вот про это и говорят «педагогическое выгорание».

Кто же виноват в трагедии? Огонь? Корона? Ветер? К сожалению, педагогу не хватало головы, чтобы спокойно отнестись к свалившейся сверху короне. Мало ли что свалится сверху. Не стоит моментально задирать нос и пускать мыльные пузыри. Такая вот история. Если есть нормальная голова, она и без короны умеет обходиться, а свалившееся сверху воспринимает адекватно (еще бы узнать, что это такое, но тут нужна особая сказка про адекватность). Мораль понятна. Только ходят головы и ищут короны, бегают за ними, землю готовы рыть ради них. И даже при нахождении короны стоит аккуратно относиться к огню, чтобы не сгореть и не выгореть. Чего и желаю всем педагогам, да и не только им.

От общих вопросов педагогической деятельности хочется перейти к конкретным и предметным. Некоторые считают, что русский язык и литература просто одни из школьных дисциплин. На самом деле это среда обитания культуры, отражение и воплощение особенностей склада характера и души. Здесь нет малозначительных деталей. Об этом и говорится в следующей сказке, которая предваряется двумя цитатами, фокусирующими внимание на предмете повествования.

Бегущие по строкам

Знаки препинания – это как нотные знаки, они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К.Д.Паустовский

Знаки препинания, служащие нотами при чтении, расставлены у Вас, как пуговицы на мундире гоголевского городничего. Изобилие многоточий и отсутствие точек. Эти пустяки, по моему мнению, испортят Вам музыку.
А.П.Чехов (в письме Н.А.Хлопову, у которого увидел избыток знаков препинания)

Каждому известно, что в текстах (напечатанных или написанных от руки) главное – буквы и слова. Они дают смысл и понимание читателем написанного. Так повелось испокон веков. Но редко замечают затесавшиеся между словами знаки препинания. Слова всегда считали их препятствием (так презрительно и цедили: «Пре-пинание»). А им всегда было обидно это. Они пришли к единому мнению, что без них смысл был бы запутан, а подчас и искажен. Если не верите, прочитайте тексты, где вообще нет знаков препинания. А известная дилемма «казнить нельзя помиловать», когда от места запятой зависела судьба человека, еще раз подтверждает недооценку наших маленьких героев. Но и среди них все не так гладко шло. Как-то раз заспорили знаки препинания, кто из них самый важный и нужный, от кого больше всего зависит правильность предложений и целых кусков текста. Громко воскликнул восклицательный знак (он только так и умел говорить, никак иначе):

– О глупостях спорим, всем правят эмоции, важность и громкость, пафос и торжественность! Тут без меня никак не обойтись. И поэтому люди стараются беречь меня, редко ставят (за исключением, конечно, отдельных неуравновешенных).

Его перебил своим шипением вопросительный знак, напустивший на себя загадочный вид с помощью своей гибкости и подвижности:

– Умного человека определяют по вопросам, которые он задает окружающим и самому себе. Тут уж не до эмоциональных истерик. Красивый вопрос ценится дороже ответов на него. А как же без меня его можно сформулировать?

Тут прибежала запятая, которая вечно опаздывала и куда-то спешила, была легкомысленной и непостоянной, капризной и временами навязчивой. Она с задором и жеманством вступила в спор:

– Обсуждение не стоит и выеденного яйца. Просто посмотрите на тексты. Кого там из наших больше всего? Почти в каждом предложении вспоминают обо мне, спорят, куда ставить. Именно я выделяю важное, причем делаю это по-деловому, спокойно, без излишних смысловых и эмоциональных нагрузок. Прошу любить и жаловать, а отвертеться от меня точно не получится.

Точка с запятой и двоеточие наблюдали в сторонке, они были редкими и какими-то дополнительными, поэтому часто им даже слова не давали. Тире, как всегда, было утомлено, лежало в своем излюбленном горизонтальном положении, устав от работы – постоянного разъяснения, определения, соединения и противопоставления. А уж более редкие знаки и подавно отмалчивались – дефис, разные скобки, кавычки, косая черта. Да и много их на листе можно откопать. Вот точка где-то болталась. Красная строка кликнула ее во дворе. Она пришла своей независимой и весомой походкой, заставила всех закруглиться и завершить спор, не произнеся ни одного слова. Раздулась и поставила жирную точку на обсуждении. Сразу стало ясно, кто тут главный. Но тут вдруг к ней добавились две подруги и образовали троеточие.

Знаки недоуменно огляделись. Спор оказался не завершен. А надо ли было его завершать и расставлять все точки над i? Жизнь – это спор и сомнения, поиск истины и отстаивание своей позиции, изменение взглядов и узнавание нового. А значит, жизнь и образование идут вместе друг с другом. Пока есть пробелы (а они будут всегда в этом бесконечном мире букв, слов и текстов), нам не обойтись без поисков и блужданий на удивительном пути познания этого загадочного мира. Давайте бежать по его волнам, не утопая и получая радость от движения вперед! (Тут восклицательный знак будет вполне уместен.)

Все, кто давно или относительно недавно учился в школе, помнят особое отношение к звонку – долгожданному, неожиданному, тревожному, организующему. Чаще всего они делились на звонки с урока и на урок. И отношение к ним было разным. Мне довелось слышать его и как ученику, и как учителю. Иногда чувства совпадали, но бывали и различия. Так для кого и по кому звучит звонок? В следующей сказке есть попытка ответить на этот вопрос. Конечно, только попытка. Потому что ни в сказке, ни в жизни нет однозначно правильных ответов по многих значимым вопросам. Но это не значит, что их не стоит поднимать и обсуждать.

Звонок-невидимка: для учителя, и не только

Жила-была одна очень старая школа. У школ в отличие от людей возраст ничего не отнимает ни в красоте, ни в энергетике, ни в имеющихся силах. Вот и эта школа перестраивалась, оснащалась, модернизировалась и даже оптимизировалась. Ничего ей не мешало. Новшества многое меняли, но что-то незримое оставалось. Незримое для непосвященных людей. А мы-то можем легко сказать, что с рождения школы в ней оставался Звонок Урокыч Переменов. Он менял голоса и стили, но никогда не исчезал. При этом всегда использовал только мелодии, никогда не включал голос, чтобы его не путали с загадочным семейством, живущим в школе. Эту семью звали объявлениями. Ни сколько их было всего, ни как звали каждого по отдельности, никто не знал. На тот момент, о котором мы говорим, он имел три лица, как в театре, – он был предупредительный, подгоняющий и завершительный. Но себя он сравнивал со Светофором, который жил рядом со школой (желтый, красный и зеленый – как разные дела и переключение людей с одного на другое). В театре Звонок Урокыч не был, хотя и звали родственники. Ученики туда ходили, но его не брали с собой.

В те времена, о которых идет речь, новая мода появилась среди педагогов (сейчас говорят «тренд», но Звонок Урокыч был старой формации, а когда услышал само слово, то спутал его с «бредом», так и говорил потом) – перемена стала считаться мешающей процессу познания. Поэтому ученикам стали строго говорить: «Звонок для учителя, а не для вас». Начала так делать Мила Лаевна Сякина – учитель физики сразу заявила, что ее предмет самый важный и ей плевать, что не только перемена, но и кусок следующего урока иногда захватывался. В одних пустых кабинетах ждали плененный физикой класс, а в коридоре томился следующий в очереди на заклание класс (тут коридор начинало охватывать предчувствие корриды). Якина и Косякина тут же подхватили такую привычку. Они тоже считали свои предметы не теми, которые «на­шли на помойке». И понеслось. Пропала школа – образовательный процесс превратился в сплошную полосу препятствий, которые возникали неожиданно, спонтанно. То ямы, то барьеры, то проволочные заграждения. А сигналы Переменова стали сопровождающим шумом, никто на них не реагировал. Тут уже звонок и для учителя перестал существовать, просто плыл в пространстве и исчезал неизвестно куда.

Не нравилось Переменову такое пренебрежение школьными переменками. Он был уверен, что много полезного, нужного и даже необходимого происходило в эти шумные и немного хаотичные промежутки. И вот пришлось Звонку Урокычу нарушить свои правила и обратиться напрямую к учителям во время педагогического совета. Все знают, что такие советы никогда не проходят под аккомпанемент звонков. Но тут пришлось сделать исключение. Вот примерный текст обращения Звонка Урокыча Переменова к педагогам:

«Дорогие мои важные и значимые учителя!

В стенах школы я встречал всех педагогов, которые когда-либо здесь работали – годами или только неделями, успешно и не очень, в солидном возрасте или совсем юными. Как вы думаете, кому я звонил все эти годы? По кому и для кого звонит звонок в школе? Конечно, каждый из вас решил, что я делаю это только для него одного. Это мне льстит. Но только я много лет смотрел, как в глазах учеников отражались мои звонки не только с урока, но и на урок. У кого-то в глазах был ужас, в некоторых случаях – азарт и интерес, приходилось и с обреченностью встречаться. Бывало по-разному. И только последнее время я вижу пустые глаза, которые на звонок не обращают никакого внимания. Я для них стал пустым местом.

А вы смотрели в глаза учеников, когда звонил звонок? Или это было лишним для вас, ведь что-то не получилось успеть? Ваши планы испортил кто-то из нарушителей дисциплины? А как быть с моими планами? Они тоже имелись, когда я давал звонок на перемену. Ваня должен был сделать Наде комплимент, который расцветит весь день, даст ей энергию и новые силы. А Сева хотел пробежать глазами очень важную книгу. Будущий гений получит еще один кусочек информации в мозаику своего открытия в будущем. Или вы хотите ему помешать? А хулиган Саша побегает по этажам и выпустит лишнюю энергию. Иначе следующий урок точно пострадает. Невозможно все перечислить, у каждого есть свое дело – умное или глупое, полезное или легкомысленное, эгоистичное или общее. Не важно, какие они. Но без них мир станет тусклым и бедным. К этому вы все и ведете.

А еще можно вообще не выпускать детей из класса, пусть учителя сами переходят из одного кабинета в другой. Не будет толкучки, лишнего шума, опозданий и уж тем более конфликтов. Все под контролем и в одном месте. Только хочу всех предупредить. Если вы ограничите пространство, то и время тоже свернется. Хотите этого? Все диктаторы мира всегда мечтали сузить пространство и распределить время. Ни у кого этого не получилось».

Неожиданно Звонок Урокыч замолк, погрузившись в свои мысли. Прозвенел звонок. Все учителя молча встали и покинули собрание, они были рады, что сидение в этом кабинете не продлилось вечно. На следующий день учителя перестали задерживать урок после звонка. Вернулась в стены школы жизнь – иногда бестолковая, не всегда серьезная и полезная. Подошло как-то к Переменову Счастье и пожало ему руку. Оно пробудилось от долгого сна после звонкой трели, огласившей начало перемены.

Для кого звенит звонок? По кому он звенит? На эти два вопроса ответить очень трудно. Наверное, надо обратиться к Звонку Урокычу Переменову, он точно скажет. Но ему некогда – слишком много работы. Пытались мы спросить, но он предложил разобраться самим. Вот мы и пойдем разбираться: завершая эту сказку, перейдем к другой…

Гроза над потоком знаний

В одном школьном царстве протекал официальный поток Знаний. Обитатели периодически к нему подходили, чтобы получить свежий глоток знаний. Периодически поток становился то бурным, то пересыхал, то заиливался. Вода текла быстро или застаивалась. В такие моменты некоторые обитатели школьного царства отказывались ходить к потоку, они находили воду в других ручьях, ключах, болотцах, речушках и даже в тайных колодцах, которые здесь тоже встречались. И все было бы хорошо, но школьного царя очень беспокоило, что не все пьют из одного источника. Ему хотелось, чтобы были дисциплина, равенство, единение всех обитателей. Он собрал своих приближенных, и стали они думу думать. Обсуждали, как сделать, чтобы все приходили к потоку Знаний, чтобы никто не отлынивал и не уклонялся. Ведь только там была чистая и проверенная всеми инстанциями водица – без микробов и грязи, отфильтрованная и процеженная. Командующий стражей сразу громко заявил, что надо всех обязать и заставить, а он может обеспечить принудительное питье. Хитрый визирь, боявшийся волнений, предложил налить побольше киселя и сделать молочные берега. По его опыту, от такого никому не отказаться, каждый прибежит на вкусненькое. А главный колдун выступал за то, чтобы уничтожить все другие источники воды: осушить болотца, засыпать родники, отравить колодцы, оболгать ручьи и реки, пустив страшные слухи. Дошли до предложений запустить в поток Знаний больших и ценных рыб, сделать места для рыбалки и купания, оборудовать площадки для отдыха, даже организовать специальные путешествия на лодках.

Большой совет заседал долго. Тут еще сверкнула молния, началась гроза, пошел дождь. Совсем бесконтрольный и никем не одобренный. Только подлила эта гроза масла в огонь. Как вода неизвестно откуда попадает в царство, даже в священный поток Знаний? Кто за это будет отвечать? Навес над потоком тоже обсуждался. Ночь наступила, наступил рассвет. Первый луч света нового дня появился в школьном царстве. А решения, единственного, правильного и окончательного, все не было.

Жителей решили не спрашивать из-за их безответственности, излишней игривости и свободного нрава. А зря. Им нужно было, чтобы их не заставляли приходить к потоку. Кроме того, недалекие приближенные царя не знали главного – все источники воды в школьном царстве были связаны с одним источником Знаний. Но много лет назад правителям показалось, что людей легче контролировать, когда они приходят в одно место, в одно время и с одинаковым настроением. Тогда и объявили поток Знаний единственно верным и правильным. Воду знаний разделили на правильную и неправильную. А так ли важно, где утолять жажду? Но нам неведом итог заседания мудрейшего совета. Только подозреваем, что невозможно все запретить, закрыть и отравить. Может, лучше дать возможность пробовать воду из разных источников?

Сказки разными бывают,
От коротких и простых
До загадочных и тайных,
Сохраняя вечный стиль.
Здесь мораль и размышления
В смеси из добра и зла,
Сказка ложь, но, несомненно,
В ней намек на зеркала!

На этом пора поставить точку. Если будет интерес, то превратим ее в многоточие (об этом тоже есть сказка). Но все будет зависеть теперь от каждого из читающих этот материал.

Андрей ИОФФЕ, заведующий лабораторией развития личностного потенциала Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте