search
main
0

От контроля – к управлению. Как сохранить творческий почерк учителя

В современной науке существует несколько подходов к определению понятия «качество образования». И это одна из причин, почему его оценка является сложнейшей проблемой педагогики. Эффективное управление качеством образования на всех уровнях управления образованием, формирование системы оценки качества образования – главные вопросы обеспечения доступного качественного образования в области, которые стоят перед Департаментом образования Тюменской области и Тюменским государственным институтом развития регионального образования.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

В Тюменской области принята Концепция качества образования и разработан проект по ее реализации, что послужило формированию единых подходов к определению понятий «качество образования», «управление качеством образования» на всех уровнях управления региональной образовательной системой. Согласно концепции качество образования рассматривается как степень достижения поставленных в образовании целей и задач. Качество образования складывается из качества результатов (см. схему 1), качества условий (см. схему 2) и качества самого образовательного процесса (см. схему 3).

Управление качеством образования понимается как деятельность руководителя, педагога, учащегося по проектированию и достижению планируемых желаемых результатов, мониторинговое изучение качества образовательного процесса, условий его протекания, промежуточных и итоговых результатов, вычленение отклонений от заданной нормы, их причин, принятие адекватных мер предупреждения и коррекции. Управление качеством образования согласно Концепции качества образования рассматривается на уровне ученика, учителя и методического объединения, на уровне администрации школы и, конечно же, на государственно-общественном уровне, направленном на систематическую помощь школе, семье, ученику в достижении поставленных целей.

Реализация Концепции качества образования предполагает внесение системных изменений в цели достижения нового качества образования, в организацию образовательного процесса, в создание единого воспитательного процесса, в управление инновационными процессами, а также системное решение проблемы здоровья. По всем степеням образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное), специальное, дополнительное, начальное профессиональное) определены цели и планируемые результаты их достижения. Кроме того, выделены отдельными разделами «Образование для одаренных детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений детей, их социальная реабилитация».

Для реализации концепции качества образования в области созданы все необходимые условия: создана сеть базовых сельских школ как ресурсных центров, сеть инновационных и опытно-экспериментальных площадок по направлениям развития регионального образования с целью повышения его качества, совершенствуется деятельность управляющих советов как одной из форм государственно-общественного управления образованием.

Особое внимание в образовательных учреждениях Тюменской области уделяют внутришкольному контролю качества, который, безусловно, является важнейшей частью внутришкольного управления. Внутришкольный контроль, по мнению специалистов ТОГИРРО, поможет обеспечить качественную работу школы в том случае, если будет проводиться ежегодно комплексная диагностика педколлектива, главная цель которой – выявление проблем в работе педагогов, а также их образовательных потребностей.

Главные принципы внутришкольного контроля, по мнению ТОГИРРО, – это прежде всего плановость, научность, гласность, актуальность и выделение главного звена.

Примечательно, что в ТОГИРРО предусмотрели также все возможные риски в связи с организацией внутришкольного контроля. Так, специалисты ТОГИРРО предупреждают – качественный контроль возможен лишь в том случае, если в нем просматривается система, выбор объектов контроля не случаен и обнаруживает умение администрации вычленить главные приоритетные направления деятельности коллектива и сосредоточиться на них. Кроме того, контроль должен быть нацелен на конечный результат, поэтому ни к чему излишне регламентировать деятельность учителя. Ведь у каждого педагога свой творческий почерк, своя индивидуальность и свой потенциал.

Факторы, обуславливающие качество управления качеством образования:

– профессиональная компетентность руководителей;

– качество реализации функций управления;

– качество подготовки управленческих решений;

– определение приоритетов в управлении;

– опора на потенциал кадрового состава, развитие потенциала каждого педагога;

– уровень комфортности и творческой атмосферы, система стимулов педагогов и учащихся;

– качество анализа проведения педагогических советов, консилиумов (объективная оценка с выявлением позитивного в реализации управленческих действий);

– рациональное сочетание управления, соуправления и самоуправления;

– качество связи с внешней средой;

– использование критериальной оценки качества внутришкольного управления на всех его уровнях.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте