До сих пор нет единого мнения
о содержании курса информатики
“Информатика: стандарты и содержание” – одна из фундаментальных секций конференции “ИТО”. На ней всегда звучат голоса солидных ученых со всех концов страны, авторов учебников, вузовских преподавателей. О чем на сей раз говорили ученые мужи? В первую очередь о том, что в подходах к преподаванию информатики в школе по-прежнему царит разнобой.
За годы существования школьной информатики мы прошли огромный путь. Несмотря на то, что в школах до сих пор стоит устаревшая техника или ее вовсе нет никакой, предмет развивается. Меняются подходы к преподаванию. Исследования профессора Пермского государственного университета Сергея Русакова показывают, что в учебниках и программах первого поколения, 1989-1990 годов, выпуска до 50% объема занимали алгоритмизация и программирование, и было довольно мало технологий. А одна из последних типично технологичных программ А.Кузнецова и Н.Угриновича половину учебного времени отводит на информационные технологии. Курс И.Семакина и других (в число авторов входит и сам Русаков) занимает промежуточное положение.
Но самое интересное – пермский ученый выяснил, что программы последних лет, современные разработки, сильно отличаясь от предшественников, “слабо связаны между собой, что свидетельствует о существующих на сегодняшний день проблемах в определении структуры и содержания базового курса информатики”.
Каждый понимает по-своему, что должно входить в курс информатики, когда следует начинать пропедевтику, сколько времени отвести на теорию, сколько – на изучение компьютерных технологий.
Еще один пермский ученый, доцент Пермского государственного педагогического университета Евгений Еремин считает: “Необходимо сохранить информатику как точную науку и не заменять ее технологией. Конкретное научное содержание, которое можно изучать в курсе информатики, ограничено. По крайней мере в том изложении, в котором мы можем дать ее школьнику. Информатика – это серьезная точная наука, которая включает огромное количество разработанных теорий, в том числе и не очень сложных, которые можно было бы объяснить детям. Этот материал не продвигается никем в школу. Единственная тема, которая хорошо разработана, – что такое информация, как она измеряется, как хранится”.
Спасибо и на этом, считают многие преподаватели информатики. Школьникам, студентам необходимо объяснить, что такое информация в первую очередь. Начальник отдела информационных технологий Владикавказского института управления Ануш Атаян: “Безусловно, современные информационные технологии тесно связаны с развитием компьютерной техники. Однако в первую очередь человека надо учить самому обрабатывать информацию, а потом уже – использовать компьютер. Я часто сталкиваюсь с тем, что студенты не умеют структурировать информацию. Начинать их учить этому надо на уроках информатики в школе”.
С этим согласен директор Института информатики Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова Константин Курбаков: “Студент должен стать специалистом, который может создать инструмент для работы с информацией в конкретной предметной области”.
Начинается подготовка такого специалиста в школе, считает Константин Иванович. Да вот беда, между средним и высшим образованием существует огромная пропасть и несогласованность программ. Необходима преемственность. Надо пересмотреть содержание информатики в школе. Константин Курбаков: “В начальной, средней школе – по-прежнему кнопочная технология. Раскроешь учебник: две-три страницы о том, что такое информация, а дальше – компьютерные технологии. Не нужно преуменьшать значение технологий. Но и преувеличивать не надо.
Информатика – мощный инструмент информационной системы. А для того чтобы информационную систему осуществить, нужно создать информационные технологии. Чтобы создать современные автоматизированные информационные технологии, нужно владеть компьютерными технологиями. Значит, уметь логически мыслить, освоить алгоритмизацию и т. д.
В средней школе можно ограничиться введением в информатику, в том числе в компьютерную, информационную технологию и в область применения, развивать мышление”.
Итак, позиция ясна – теоретической информатики и информационных технологий должно быть поровну. Есть и другие мнения. Методист информационно-методического центра Департамента образования Иркутска Елена Емельянова и учитель информатики 11-й иркутской школы Валентина Тарабрина считают, что “изучение базовых основ курса информатики может быть выстроено по нескольким схемам, например, в IХ-X, либо VIII-IX, либо X-XI классах с обязательным преподаванием отдельного курса “Информационные технологии” в X-XI классах. При этом пропедевтический курс информатики может вестись в младших классах только факультативно”.
И, наконец, еще один расклад школьной информатики, который возможен скорее в будущем, чем в нашем нищем настоящем. Доцент кафедры информатики Омского государственного педагогического университета Зинаида Семенова предлагает внедрять новые информационные технологии в начальную школу и 5-6-е классы без включения в учебные планы предметов “Информационные технологии” или “Информатика”: “Используемые на разных уроках обучающие программы сформируют у детей в начальной школе элементарные навыки общения с компьютером. А это – пропедевтика таких основных понятий курса информатики, как информация, алгоритм, программа, исполнитель, данные и многие другие”.
Евгения Бондаренко
Комментарии