Три года назад в нашем городе на базе детского дворового клуба был создан клуб старшеклассников «Право для каждого». Он объединил ребят 7-11-х классов, а также студентов колледжей и вузов, заинтересованных в более глубоком изучении правовых основ нашего государства.
Первоначальные цели, которые ставили перед собой организаторы клуба, были следующими:
формировать активную жизненную позицию;
дать участникам знания о российском законодательстве, отраслях права, о правах и обязанностях граждан, устройстве государства, функциях правоохранительных органов;
научить применять нормы закона в реальной жизни;
учить искать достойный выход из сложных жизненных ситуаций;
учиться вести просветительскую деятельность по основам права с младшими школьниками, своими сверстниками и жителями микрорайона;
воспитывать уважение к правам других.
При вступлении в клуб подростки заполняли анкету, где наряду с другими были вопросы, из которых мы хотели бы узнать их интересы, желания, это позволило бы скорректировать программу и сделать ее более привлекательной.
Блицопрос содержал 10 вопросов.
Сейчас хотелось бы более подробно остановиться на некоторых ответах учащихся.
Вопрос, изучали ли вы право и где, позволяет представить уровень знаний членов клуба, хотя необходимо учесть критическое отношение к себе, своим знаниям в подростковом возрасте. Тем не менее первое впечатление об уровне подготовленности аудитории педагог получает. Также можно составить впечатление об источниках информации детей.
В нашем случае большинство ребят сообщили, что право либо совсем нигде не изучали, либо очень мало. Единицы назвали родителей и средства массовой информации. Никто в качестве источника информации не назвал специальную литературу, а ведь это имеет простое объяснение. Да, сегодня появляется достаточное количество книг для детей разного возраста по этому направлению, но они довольно сложны для самостоятельного восприятия.
Благодаря вопросу, что вы ждете от клуба, можно было увидеть мотивы, по которым они пришли сюда.
Какие же мотивы указали члены клуба?
1. Получить знания по праву – 20%.
2. Подготовиться к поступлению в юридический вуз – 20%.
3. Пригодится в жизни – 15%.
4. Общение с интересными людьми и сверстниками – 15%.
5. Хочу знать больше – 10%.
6. Интересно провести время – 8%.
7. Чтобы узнать свои права – 8%.
8. Чтобы знать и помогать людям – 4%.
Мы видим, насколько разнообразны интересы детей начиная от простого препровождения времени до пользы обществу. Достаточно серьезный мотив – поступление в юридический вуз, этим учащимся, несомненно, нужны глубокие знания? Как же сочетать глубокое изучение знаний с «интересным общением»? Такая проблема с первого занятия возникла передо мной. Ее решению способствовало применение мною на занятиях интерактивных методик преподавания.
Какие темы вы хотели бы изучать в клубе?
Ответ на этот вопрос позволяет, во-первых, еще раз убедиться в наличии знаний у ребят из области права, а во-вторых, составить перечень наиболее интересующих тем:
1. Все – 30%.
2. Из семейного права – 15%.
3. Из трудового права – 15%.
4. Из уголовного права – 15%.
5. Из гражданского права – 8%.
6. Права несовершеннолетних – 8%.
7. Арбитражное право – 3%.
8. Государственное устройство – 3%.
9. Отрасли права – 3%.
Право для каждого
Такой большой процент желающих изучать все, что будет предложено, демонстрирует два момента: во-первых, отсутствие знаний по праву и, во-вторых, большую заинтересованность в получении знаний. А указанные отрасли права демонстрируют отрывочные знания по праву у учащихся.
Из предложенных форм работы ребята выбирают: игры, экскурсии, встречи, театрализации, дискотеки и другие активные формы работы. Урочная система для клубной деятельности совершенно не подходит.
После первых занятий наша программа была скорректирована и включила в себя следующие разделы:
1. Право, отрасли права, источники права.
2. Правоотношения, юридическая ответственность.
3. Право и государство. Основы конституционного строя.
4. Права несовершеннолетних.
5. Семейное право.
6. Гражданское право.
7. Трудовое право.
8. Правоохранительные органы.
Занятия клуба было решено проводить три раза в неделю. Но так как некоторые члены его – старшеклассники – сильно загружены, их не следует заставлять регулярно посещать занятия. Единственное требование – приходить не реже одного раза в неделю.
Члены клуба сами придумали название, и после изучения литературы был найден и девиз клуба. Dura lex, sed lex. (Закон суров, но закон). Затем были изготовлены членские билеты, разработана эмблема, утвержден устав и избран президент клуба. Эти атрибуты, на мой взгляд, являются обязательными. Данные символы придают более весомое значение, дети становятся серьезней в своих действиях.
Наша популярность растет
За учебный год членами нашего клуба стали 50 человек, в их числе даже дети из другого города. Узнав о клубе из газеты, они стали нам писать. Постоянными и активными членами клуба стали 20 человек. Они в конце года получили сертификаты, удостоверяющие полученные ими знания.
Занятия строятся на основе принципа комплексного использования различных методик обучения с обязательным применением интерактивных методик. Продолжительность занятий три часа. Лишь треть этого времени занимает теоретическая работа. Опыт показал, что отказаться от лекций, бесед, рассказа невозможно. Более того, подростки при изучении некоторых проблем просят уделить больше внимание теории. Они готовы внимательно слушать педагога и вести записи. За год занятий ребятами были законспектированы все изученные темы.
Две же трети учебного времени занимают активные формы обучения. Большая часть этих методик призвана повторить и углубить те знания, которые были получены на предыдущих занятиях. Достаточно эффективно их применение и при изучении нового материала. Но в этом случае требуется больше времени для самостоятельной работы.
Чаще всего мы используем ролевые и деловые игры, акции с выходом на аудиторию с просветительской целью, проекты, встречи с интересными людьми, диспуты, открытые семинарские занятия, шоу. Ребята изготовили несколько «боевых листков» и тематических газет.
Любая интерактивная методика требует тщательной подготовки от педагога. Каждая игра предусматривает подготовительный этап, во время которого учащиеся имеют возможность изучить необходимый материал. Собрать статистические данные или провести опрос общественного мнения. Этот этап может занимать различный временной промежуток – от одного дня до нескольких недель – и зависеть от сложности предстоящей игры. И задача педагога на данном этапе – правильно сориентировать подростков в поиске необходимой информации.
Непосредственно много внимания уделяется самостоятельной работе детей. Благодаря этому они учатся работать с первоисточниками, практически знакомятся с законодательством. Во время игр они переживают реальные ситуации, что позволит им в будущем самостоятельно находить решения. Освоение учебного материала, таким образом, более эффективно, т.к. пережитая ситуация сохранится в памяти гораздо дольше.
На занятиях я уделяю внимание развитию их творческих способностей. Большинство методик требует ораторских, актерских, литературных, художественных данных. Естественно, что дети обладают ими в разной степени. Некоторые уверены, что у них нет никаких способностей. Развитие их происходит постепенно от занятия к занятию. Перед участниками просто возникает необходимость что-то изобразить на бумаге, представить в виде этюда, выступить от лица героя и т.д. Постепенно у каждого начинает многое получаться. Причем следует отметить, что выполняют эти задания дети с большим желанием и азартом и искренне радуются своим достижениям.
Год спустя
К концу первого года деятельности клуба у нас появились определенные результаты. Их можно разделить на результаты для членов клуба и результаты для окружающих.
Члены клуба сплотились в хорошую команду. Между ребятами возникла дружба, которая вышла и за пределы клубных занятий. Они продолжили общение и в каникулы.
Участники наших встреч значительно усовершенствовали навыки общения с окружающими. У многих вначале были трудности в общении со сверстниками и с окружающими. Некоторые боялись участвовать в каких-либо акциях. Но к концу года наблюдаются значительные изменения. Ребята стали свободно выступать перед аудиторией.
Практически все члены клуба осознали важность оценки любой ситуации с разных сторон. Многие имеют и высказывают свое мнение о поставленной проблеме. Много внимания я уделяла толерантности. Учитывая возрастные особенности ребят, их нетерпимость объяснима и вполне поддается коррекции.
Члены клуба приобрели основные знания по основам права, познакомились с государственным устройством России, с отраслями права, источниками права, деятельностью многих государственных служб, направленных на защиту прав человека.
Подростки научились самостоятельно работать с документами, источниками права, используя их для решения жизненных ситуаций. У них появилось желание заниматься просветительской работой по праву.
У учащихся города появилось объединение нового направления, где они могут себя реализовать. Многие узнали о нашем клубе благодаря молодежной газете «Шестой подъезд» и областной молодежной газете «Новая эра».
К концу года у всех членов клуба появилась новая мотивация к его посещению. Это интерес. Этот новый мотив во многом связан не с изучаемым материалом, а с формой его изучения. Ребятам больше всего нравятся игры, акции, проекты. Кроме того, многие отмечают ту комфортную обстановку, которая царит в клубе, где все чувствуют себя на равных. Любая точка зрения имеет право на существование, и можно обсудить волнующую проблему как с ребятами, так и с педагогом.
Зная, что стеснительные дети гораздо легче идут на контакт в малой группе, я постаралась организовать большую часть занятий по группам. Однако разделение должно происходить так, чтобы состав их постоянно варьировался. Это позволит, во-первых, детям быстрее освоиться и познакомиться друг с другом поближе, во-вторых, побудит каждого быть активным.
Очень важно с первого занятия поддерживать такой настрой, когда каждый может свободно высказывать свое мнение. Наличие своего мнения всячески поощрялось мною. Постепенно мы стали обсуждать различные мнения, при этом использовалась технология ведения дискуссии. Опыт показал, что подростки 14-16 лет очень быстро включаются в обсуждение, у них часто возникает горячий спор. При этом они способны здраво выслушать все аргументы и, осознав их, изменить свое собственное мнение. Основной моей задачей на этом этапе было научить ребят использовать аргументы при отстаивании своих идей.
Первые результаты появились уже через полтора месяца. Очень робкая девочка во время игры «Машина времени» излагала положения от лица «знатной римлянки» (были использованы элементы костюмирования и театрализации) достаточно уверенно. Чувствовалось, что она смущается, но когда ей стали задавать вопросы как знатной римлянке, она, оставаясь в роли, забыла о своем смущении, азарт игры увлек ее. От занятия к занятию я наблюдала, как происходило раскрепощение ребят. На сегодняшний день через год занятий хотелось бы отметить, что абсолютно все члены клуба способны высказать свои позиции по поставленным перед ними проблемам. Они способны выслушать чужое мнение, аргументировать свое.
Сегодня с огромной радостью многие мои воспитанники выходят на аудиторию младших ребят и уже готовы оказывать элементарную юридическую помощь своим сверстникам.
Прошел еще один год
Ко второму году нашего существования клуб включал сорок членов. Это учащиеся 7-11-х классов и студенты колледжей. В первый год основную часть составляли ребята, ориентированные на профессию юриста, целью которых было получить комплекс юридических знаний и помочь своим товарищам. Они отличались большой активностью, имели определенную базу знаний. Были сразу готовы выходить с просветительской работой на аудиторию. Во второй год вновь прибывшие резко контрастировали между собой по мотивам, уровню знаний и умению быть коммуникабельными. Появилась группа так называемых трудных, это ученики вечерней школы и профессионального училища. Они с большой осторожностью пришли на первое занятие. Но практически сразу включились в общее дело. Появилось несколько подростков из неблагополучных семей. Они вынуждены уже зарабатывать, но тем не менее находили время посещать занятия в клубе.
Эти ребята многие юридические тонкости знают по своему опыту, многие сталкивались с деятельностью правоохранительных органов. Они несут в себе заряд скептицизма. Сложно объединить их с другой частью детей, с теми, которые пришли за правовыми знаниями для своей будущей профессии.
Я очень благодарна интерактивным методам, именно они позволили в достаточно короткий срок объединить всех ребят. К концу учебного года поведение бывших «трудных» достаточно заметно изменилось.
Группа второго года занималась углубленным изучением основ права. Ребята второго года обучения активно помогали новой группе. К концу года проведение совместных занятий стало неотъемлемой частью деятельности клуба.
Интересным нововведением стало открытие «Детской юридической консультации». Это стало своеобразным практикумом для учащихся второго года обучения. Ребята были разделены на 4 бригады по три человека. Эти бригады дежурили и вели прием посетителей, пытаясь оказать первую юридическую помощь. Объявление о нашей юридической консультации было опубликовано в местной прессе и размещено во всех учебных заведениях города. Много вопросов задавалось заочно, и ответ давался в письменной форме. Это позволило подросткам применить свои знания на практике. За год они столкнулись с огромным объемом реальных жизненных ситуаций, где требовалась юридическая помощь. Конечно, возникали и такие ситуации, когда мы не могли помочь человеку, в этом случае называли ту инстанцию, в которую ему нужно обратиться.
Также интересное нововведение – день самоуправления. Эту идею предложили ребята второго года обучения. И такая возможность им была предоставлена. За год прошло четыре дня самоуправления.
Особенностью группы первого года обучения стали не только резкие различия ребят в мотивировке и социальном положении, но и в возрасте. Одновременно занимались и учащиеся 12 лет, и учащиеся 18 лет. Однако такое различие совершенно никого не смутило, более того, все сразу же восприняли друг друга совершенно на равных.
Нами был разработан комплекс методов работы в клубном объединении. Основным принципом стало то, что шестьдесят-семьдесят процентов учебного времени отводилось на активные методы работы, на практические занятия. И лишь тридцать процентов – теории. Членами клуба ситуация была одобрена, в уставе клуба, обсуждаемом и принимаемом всеми, была четко оговорена позиция – установка для педагога, касающаяся формы проведения занятий.
Через клуб за первый год прошли 45 человек, из них 20 продолжили обучение. Во второй год добавились 30 ребят. Третий год занимались 15 человек.
На сегодняшний день семь членов клуба учатся в высших и средних специальных учебных заведениях юридического профиля.
Итоги третьего года
Деятельность клуба строилась аналогичным образом, как и в предыдущий год. Работали две группы, причем основу новой составили студенты первых, вторых курсов колледжей города и старшеклассники, т.е. возрастной состав изменился. Клуб «повзрослел».
Старшая группа продолжила обучение по программе второго года обучения, в качестве помощников и консультантов работали ребята третьего года обучения. Проводить занятия с ними отдельно оказалось нецелесообразно, их базовые знания были достаточно прочными. Те, которые стали студентами, оказывали посильную помощь в деятельности детской юридической консультации и проведении занятий. Иногда полностью брали на себя роль педагога.
Сегодня наш клуб готовит документы на регистрацию общественной молодежной организации.
Комментарии