search
main
0

От клеща до пеликана. Владимир Войнович представил публике сатиру на новые времена

После многолетнего перерыва писатель выпустил новый сатирический роман «Малиновый пеликан». Журналисты пообщались с Владимиром Николаевичем, выяснили его мнение по поводу современной цензуры, политической обстановки в России и мире и узнали, почему все-таки «Малиновый пеликан».

– Это сюрреалистический роман, отражающий реализм наших дней, – рассказал Владимир Войнович. – Моего героя, писателя Смородина, кусает клещ. Пострадавшего везут в Склиф. По дороге он встречается с разными людьми, общение с ними раскрывает ему весь абсурд нашей жизни.«Если, как утверждает статистика, средняя продолжительность жизни в стране 64 года, то несправедливо кому бы то ни было слишком превышать этот предел. Да, конечно, я работал, что-то делал полезное или вредное (это как посмотреть), но сколько же государству со мной расплачиваться?!»От малого до великого – роман-эпопея, роман-странствие, литературное роудмуви начинается с крошечного насекомого и постепенно разворачивается, захватывая все больше и больше людей и территорий. Каждая встреча на пути укушенного – это демонстрация разнообразных человеческих, социальных, национальных, исторических образов-типов. Сначала кажется, что все они выморочно преувеличены, гротескны, но довольно скоро становится ясно, что на деле это фантасмагорическое олицетворение всех российских заблуждений, пропагандистских страшилок и популярных слухов. Это, без преувеличения, энциклопедия русских сказок второго десятилетия XXI века.«Хорошо бы, размечтался я, отказаться от проведения всяких олимпиад, чемпионатов, от дорогих иностранных футбольных тренеров, от пышных праздников с танками, пушками, ракетами и прочим громыхающим по брусчатке железом, поменьше бы поклонения всяким священным реликвиям…»Досталось в «Малиновом пеликане» всем – сам автор утверждает, что высмеивал в романе всех в равной мере и никого конкретно, однако в телеведущем Коктейлеве, политике Вольфе Поносове и писателе Лимонадове угадываются вполне реальные персонажи.«А если что, подхватил Вольф Вольдемарович, не будем лицемерить и наконец признаем очевидный факт, что не только укропы, но и гренки, и даты, и, само собой, пруссаки, а также все другие народы, живущие вокруг нас, вдали от нас и поблизости, на самом деле русские, которые страдают от геноцида».«Малиновый пеликан» похож на «Москву 2042» автобиографичностью – оба романа написаны от первого лица, в главных героях проступают черты самого автора, и в том и в другом случае повествование начинается почти реалистично, но вскоре обретает очертания фантасмагорические и гротескные.«За ней слово берет господин Рибхаммер, внук Риббентропа и Молотова, который заверяет собравшихся, что мы наш братский русско-фашистский народ в обиду не дадим, и если надо его уничтожить, сделаем это для его же пользы своими силами». В концепцию абсурдности нашего существования хорошо вплетается и «особый путь» России:- Западная демократия – это строй, в котором люди не воюют друг с другом, где лучше социальное страхование, меньше воровства, коррупции, убийств, из всех возможных способов существования этот наиболее удачный. Это стиль жизни, к которому стремились три тысячи лет лучшие умы человечества. А мы все время идем своим путем, который почему-то особенный…«Я уверен, что все, оправдывающие злодеяния Сталина, – или невежды и дураки, или люди с преступными наклонностями. Сейчас количество любящих злодея по убеждениям поубавилось, зато прибавилось полюбивших по глупости».О будущем писатель говорит с осторожностью:- Стоит ли ожидать каких-то цензурных запретов? Не знаю. Ведь и раньше цензуры формально не было, а неформально – меня вот один раз спрашивали, почему я такие грустные стихи пишу. Пока цензурный комитет действует очень правильно – не запрещает вообще ничего и внимания никакого на меня не обращает.«…И он мне тогда тоже раскрывал глаза на наши достижения, военную мощь и космические успехи, обещал помочь овладеть оптимистическим взглядом на жизнь и угрожал печальными для меня последствиями, если я не приму его помощи, а о нашей беседе кому-нибудь расскажу».По словам Владимира Войновича, над книгой он работал последние два года. До этого же «занимался множеством мелких вещей» – писал картины и небольшие прозаические произведения.- Каждый сатирик надеется, что когда-нибудь ему будет не о чем писать, – признался Владимир Николаевич. Однако, увы, российская действительность подкидывала ему все больше материала для обобщений.Результатом этих наблюдений и стал роман, в котором ирония переплетается с сарказмом, а патетика – с оксюмороном. Гротеск превращается в символ происходящего. И это смешно, страшно и очень, очень грустно, потому что слишком похоже на реальность.- Почему все-таки малиновый пеликан? Потому что таких птиц не существует в природе. Один из героев романа превращается в малинового пеликана. На обложке именно он в шапке Мономаха и изображен, единственное, о чем я попросил художника, – чтобы он птице крылья чуть развернул, а почему?.. Все написано в книге. Прочтете – сами узнаете…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте