10 октября — Всемирный день инклюзивности (World Inclusion Day). Этот день учредили для того, чтобы люди с различными способностями, происхождением, возрастом, расой, религией, полом и другими характеристиками были приняты обществом.
Инклюзивное высшее образование активно начало развиваться с 2016 года, когда Правительством РФ был предложен Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ. Неудивительно, что инклюзия в вузе – тема гораздо менее популярная в СМИ, нежели школьная. Тем не менее, практически каждому из нас интересно проследить жизненный путь взрослого человека с особенностями здоровья и понять широту его возможностей для получения высшего образования. Обсудим тему организации образовательного пространства для студентов с альтернативными потребностями с экспертами высшей школы.
Определение и задачи
Инклюзивное высшее образование – это система получения доступного и качественного высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при создание специальных условий обучения и воспитания в образовательной организации.
Как отмечает кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой специального дефектологического образования Гуманитарного института (ГИ) Российского нового университета (РосНОУ) Оксана Викторовна Дорошенко, такой образовательный формат необходим всем обучающимся с расстройствами аутистического спектра (в частности, высокофункциональным обучающимся с синдромом Аспергера), с нарушениями зрения (слепым и слабовидящим), с нарушениями слуха (глухим и слабослышащим), с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в частности, с ДЦП), с нарушениями речи и др. с целью получения профессии, востребованной на рынке труда, а в дальнейшем и успешной социализации в обществе. Недоступно инклюзивное высшее образование, по мнению эксперта, лицам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития.
У Ирины Александровны Колиниченко, кандидата психологических наук, доцента кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета (КубГУ) и кафедры общей и социальной психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета (МосГУ), на этот счет иное мнение. Инклюзивное образование, полагает эксперт – это история о совместности, о включении всех лиц, заинтересованных в обучении, в пространство образования. Сама жизнь, отмечает Ирина Александровна, диктует необходимость сосуществования всех людей в одном образовательном пространстве, независимо от состояния здоровья, конфессии, национальности и прочих различий.
– Люди с ОВЗ, желающие получать знания и в дальнейшем работать по специальности, обучаются вместе с нормотипичными сверстниками – и в этом величайший смысл инклюзивного образования, – поделилась Ирина Александровна. – Не подходит инклюзивное образование лишь тем, кто учиться не желает. А инклюзия в вузе отличается от инклюзии в школе лишь тем, чем вуз отличается от школы вообще: то есть получением высшего или общего образования.
Основные задачи инклюзивного высшего образования:
- реализация персонифицированного поступления в вуз;
- реализация персонифицированной профориентационной работы с обучающимися, имеющими инвалидность (устанавливает по заключению медико-социальной экспертизы – МСЭ) или ограниченные возможности здоровья (устанавливается по заключению Центральной психолого-медико-педагогической комиссии – ЦПМПК);
- реализация персонифицированной системы психолого-педагогического сопровождения образовательных программ на уровне бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, а также обучения на программах повышения профессиональной переподготовки;
- реализация персонифицированного содействия трудоустройству.
В процессе обучения или по мере выпуска студенты с инвалидностью или с ОВЗ могут получать нужную для трудоустройства информацию, проходить тексты по профориентации и т.д. на электронном портале «Инклюзивное образование РФ».
Что говорит наука
Инклюзивное высшее образование – предмет регулярных обсуждений на Всероссийской ежегодной декабрьской научно-практической студенческой конференции в РосНОУ. Например, в прошлом году в фокус внимания участников стратегической панели «Специальное и инклюзивное образование: теория и практика» попали следующие темы, актуальные для профессионального сообщества в настоящее время:
- обновление подходов к проектированию и реализации Федеральных адаптированных образовательных программ для обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья естествоведческим знаниям на примере обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- своеобразие проявлений графо-моторных навыков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями;
- использование медицинской и дефектологической терминологии в работе специалистов с детьми с ОВЗ и их родителями;
- создание слухоречевой среды и вовлечение в театрализованную деятельность с целью коррекции личностных и когнитивных особенностей лиц с сенсорной недостаточностью;
- использование цифровых технологий для обеспечения качества учебной информации и разнообразия приемов при обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью;
- коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста средствами разнообразных информационных технологий;
- интеллектуальное волонтерство и работа с благотворительными фондами в специальном образовании;
- коррекция и развитие представлений о самих себе младших подростков с когнитивными расстройствами;
- проведение коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием;
- преимущество игротерапии и системного подхода в коррекционно-логопедической работе при преодолении речевых расстройств в детском возрасте.
Законодательная база
В 2016 году Правительством РФ был предложен Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ (утвержден 23 мая 2016 г. № 2467п-П8). В рамках данного плана функционируют 13 РУМЦ (ресурсных учебно-методических центров) как структурных подразделений вузов, подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ. Межсетевое взаимодействие РУМЦ и вызов-партнеров позволяет обеспечить наибольшую вариативность выбора образовательных программ среднего профессионального и высшего образования. Это способствует повышению доступности и качества получения образования лицами с инвалидностью и ОВЗ, а также персонификации услуг и сервисов, удовлетворяющих образовательным потребностям обучающихся.
Нормативно-правовая база инклюзивного высшего образования регулируется:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенцией о правах инвалидов ООН. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г.
- Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
- Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»;
- Межведомственным комплексным планом мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе профориентации и занятости указанных лиц (утв. Правительством РФ 10.04.2023 № 3838п-П8)
Организация пространства
Российский новый университет – ведущий частный вуз страны в области образовательных возможностей для обучающихся с особыми потребностями. Образовательное пространство РосНОУ организовано с учетом самых разных особенностей и опорой на отечественный опыт дефектологов. Для обучающихся с ДЦП предусмотрены пандусы подъема, для студентов с нарушениями зрения – увеличительные приборы, цветовые и световые ориентиры, подписи рельефно-точечным шрифтом Брайля, для глухих и слабослышащих, по мере необходимости приглашаются преподаватели, владеющие жестовой речью, сурдопереводчики. Некоторым студентам с ограниченными возможностями здоровья по личному заявлению разрешается обучаться в дистанционной форме или предоставляется свободное посещение.
– На первом этаже на двери аудитории 123 нарисован желтый круг – это зрительный ориентир для слабовидящих, здесь же расположены подписи шрифтом Брайля, – рассказала Оксана Викторовна Дорошенко, заведующая кафедрой специального дефектологического образования ГИ РосНОУ. – В приемной комиссии тоже есть клавиатура с обозначениями рельефно-точечным шрифтом Брайля для слепых и слабовидящих, звукоусиливающая аппаратура – для слабослышащих, а пандус на улице около корпуса РосНОУ на улице Радио 22 предназначен для «колясочников» – лиц с серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В технико-технологическом плане сотрудники и преподаватели РосНОУ руководствуются «Методическими рекомендациями по обеспечению доступности зданий и сооружений образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья», опубликованными в 2012 году. Рекомендации подготовлены для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы Московским государственным гуманитарно-экономическим институтом (МГТЭИ) и Московским государственным строительным университетом — Национальным исследовательским университетом (МГСУ НИУ) по решению Департамента управления сетью подведомственных учреждений Министерства образования и науки Российской Федерации.
В Московском гуманитарном университете (МосГУ) считают, что архитектурная среда, отношение к лицам с ОВЗ и другое зависят лишь от законодательных актов. В университете создана комфортная атмосфера для взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, независимо от уровня обучения – и в школах, и в вузах, и в детских садах, и в колледжах.
– В задачи Службы инклюзивного образования МосГУ входит обеспечение равного доступа к обучению для всех студентов с учетом разнообразия образовательных программ и индивидуальных возможностей. Сотрудники Службы сопровождают нуждающихся в поддержке студентов весь период обучения — от организации вступительных испытаний до защиты дипломной работы, – подчеркнула Екатерина Алексеевна Майорова, руководитель Службы инклюзивного образования МосГУ. – В вузе могут обучаться лица с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с различными заболеваниями. МосГУ сотрудничает с компанией «Исток-аудио» по вопросам создания и поддержания безбарьерной архитектурной среды, с Московским городским педагогическим университетом (МГПУ) по вопросам организации всего процесса обучения лиц с ОВЗ.
Партнерские программы и повышение квалификации
Российский новый университет является вузом-партнером РУМЦ (ресурсного учебно-методического центра) Российского государственного социального университета (РГСУ). РГСУ разрабатывает для РосНОУ дорожные карты мероприятий по развитию сотрудничества по вопросам повышения доступности и качества высшего образования, делится технологиями обучения по программе дополнительного профессионального образования.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) также оказывает поддержку РосНОУ. В 2022 году вуз выпустил учебное пособие для студентов и преподавателей «Организация доступной образовательной среды для студентов с инвалидностью в вузе». В учебном пособии представлен анализ действующей нормативно-правовой базы в области обучения и сопровождения лиц с инвалидностью, отражена необходимая информация по организации доступной образовательной среды на базе МГППУ, раскрыты особенности взаимодействия преподавателя и студента с инвалидностью в инклюзивном образовательном процессе, дана характеристика возможных нарушений у данной категории обучающихся.
В настоящее время преподаватели РосНОУ проходят курсы повышения квалификации по вопросам обучения студентов с инвалидностью или ОВЗ в условиях вуза. Многие преподаватели РосНОУ получили удостоверения повышения квалификации по следующим дополнительным профессиональным программам:
- «Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования»;
- «Взаимодействие куратора учебной или производственной практики (представителей работодателей) с обучающимся инвалидом, в том числе с применением дистанционных технологий».
Каждый слушатель изучал курс самостоятельно в удобное время, программа и содержание онлайн-занятий разрабатывались сетью Ресурсных учебно-методических центров по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ в РФ. Лекции читали известные ученые и эксперты в области теории и практики инклюзивного высшего образования на платформе 4portfolio.ru. Полученные знания о различных категориях обучающихся с нарушениями развития позволили преподавателям реализовать индивидуальный подход к каждому студенту на занятиях, подобрать специальные методы и приемы обучения, облегчить процесс восприятия информации обучающимися с особыми образовательными потребностями.
В МосГУ на протяжении последних нескольких лет проходит программа повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в высшей школе» при участии Ирины Александровны Колиниченко, доцента кафедры общей, социальной психологии и истории психологии. В программу входят лекционные занятия, практические и зачет в форме обсуждения практических вопросов. Для профессорско-преподавательского состава были проведены лекции инновационного характера по теме «Психологический аспект развития инклюзивного образования в высшей школе, условия, тенденции и социально-психологические факторы». Актуальность этой программы заключалась в необходимости получения педагогами багажа новых знаний для совершенствования профессиональной деятельности в процессе работы со студентами с ОВЗ. ППС университета смогли усовершенствовать арсенал подходов и методов, повысить рефлексию личного опыта специалиста.
Педагоги, повышающие квалификацию, могли ответить на вопросы экспресс-теста об основах философской концепции инклюзивного образования. Анализ прав человека в сфере получения знаний, отраженный в нормативно-правых документах, позволил расширил понимание о праве на особые условия для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Рассматривались вопросы воспитательной работы со студентами для перспектив понимания толерантного отношения всех субъектов образовательного процесса к студенту с ОВЗ, заключающемся в развитии культурной нормы – уважения к различиям между людьми. Особое внимание обращалось на то, что эти нормы не новые, а акцент делается на их развитии, а не формировании, потому что в отечественной ментальности уважение к различиям – не новая норма, это было во все времена, так что правильно говорить о развитии. Эта норма отражает взаимопонимание всех обучающихся, несмотря на различия между ними по полу, возрасту, особенностям здоровья.
– Образовательный процесс МосГУ направлен на раскрытие потенциала лиц с ОВЗ как равноправных субъектов образования. При этом требования к получению знаний едины для всех участников образовательного процесса. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что студенты с ОВЗ, обучающиеся вместе с нормотипичными сверстниками, находятся в более благоприятном психосоциальном положении, нежели при дистанционном обучении или обучении в специализированной группе и больше мотивированы на получение профессиональных знаний, – резюмировала Ирина Александровна Колиниченко.
Комментарии