АГИБАЛОВ Владимир Викторович, родился в 1970 году в поселке Кромы Орловской области. Закончил Орловский государственный педагогический институт. С 1993 года преподает в Малокуликовской муниципальной средней школе Орловской области. Педагогический стаж – 8 лет.
Ярко прослеживается новизна в выборе средств, приемов и форм организации учебно-воспитательного процесса. Представляет интерес трех-уровневая система обучения элементам программирования, предусматривающая гибкий личностный подход к ученикам, реализацию творческих начал ребенка. Ценность опыта состоит в том, что он дает возможность повышения результативности обучения при существующем базовом планировании по русскому языку. Так, алгоритмы “Склонение существительных”, “Все об односоставном предложении” представляют собой практический синтез основ информатики и русского языка.
Учитель года-99 Орловской области.
Чем пристальнее ты
вглядываешься в пропасть,
тем пристальнее пропасть
начинает вглядываться в тебя…
Ницше
Передо мной дневник. Вернее, это обрывки записей, которые ведутся без анализа и размышлений на протяжении шести лет педагогической деятельности. Видимо, сказывается специфика словесника “брать на карандаш” все примечательное.
Перебираю страницы. Здесь все: списки учеников первого выпуска, сборы на страхование, “летучие” фразы детских сочинений. “Он представился отъявленным специалистом по ремонту…”, “…неуклыжий медведенок…”. Вот еще: “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”. Это не из сочинений, это строка из песни, которую любили мои одиннадцатиклассники, которую пели на вечерах, сборах, в походах, промокая под дождем и греясь у костра, первого сентября и в июне 1996 года на выпускном вечере… Здесь все, чем живу ежедневно, о чем переживаю и на что надеюсь. Может быть, это и есть моя педагогическая философия?
А на самом деле, что это – философия? Система взглядов на современный образовательный процесс, отношение к детям, отношение государства к учительству вообще – что это? Когда складывается и из чего формируется это понятие: из сорокалетнего опыта убеленных сединой коллег или из энтузиазма молодых?
Страницы… Светлана. Окончила школу с серебряной медалью, грамота за особые успехи в изучении истории и литературы. Поступила в ОГПИ, начфак. Помню, она писала замечательные пародии и публиковала их в школьной газете. Неплохо рисовала. Талантливая девчушка…
Южный рынок, торговый продуктовый ряд.
– Девушка, два майонеза, горошек и крабовые палочки.
– Владимир Викторович, здравствуйте! Майонез не берите – старый…
Поднимаю глаза вверх, на машину: “Света! А институт?”
Глаза опущены, равнодушно пожимает плечами…
Ее можно понять и оправдать, сославшись на тяжелое время, акселерацию, желание жить самостоятельно, но зачем я сегодня иду в школу? Готовить продавцов “с углубленным пониманием литературы”? Увольте.
Зачем мы вообще идем в школу? Для одних это привычка. Для других – возможность сохранить стаж и заработать. Думаю, вы оцените юмор выделенного слова, ибо прекрасно понимаете сложность отношения государства к учителям. “Не руби сук, на котором сидишь” – это известно всем, но не все сегодня понимают, что уже показались первые ростки безвременья: уголовщина, алкоголизм и наркомания в подростковой среде. На что надеяться нам, педагогам? На то, что они “выдурятся” и станут людьми в полном смысле этого слова? А что, если не в полном?
Страницы… Один из самых сильных выпусков школы. Алексей. “Любимец женщин и детей” – так, по-моему, его дразнили однокашники. Содержание целиком соответствовало форме: умен, отзывчив, понятлив, в меру скромен. Один из тех, кого считаешь удачей в работе. Поступил в торгово-коммерческий институт…
Уехать с работы из деревни – проблема: метель, автобуса нет. “Семерка” останавливается совсем рядом, за рулем – Алексей: два пальца на баранке, в зубах – “Winston”.
– Виктырыч, садись, подброшу!
Странно. Ни один из выпускников так не осмеливается называть меня, но делать нечего – надо ехать. Неплохое настроение постепенно меняется на противоположное.
– Алеш, как институт?
– Бросил сразу, нечего там делать.
– А диплом?
– Надо – организуем.
– Сейчас где?
– Да так, халтурка…
Вот оно, магическое слово, выручающее сегодня чуть ли не всю страну! Но, позвольте, его нет в школьной программе…
Так зачем мы идем в школу? Учить. Это действительно так, но тут же возникает вопрос: чему? Чему учить их, одетых “от кутюр” родителями, “балдеющих” от PRODIJI, курящих тайком “травку”, как манны небесной ждущих субботней дискотеки? Как найти то малое, что поможет уравнять их интересы к судьбе Мадонны и Карениной?
Завтра снова я пойду в школу. Когда-то ходил учиться, теперь иду учить. Не только правописанию, грамоте и правильному чтению – учить жизни.
Что ведет меня туда? Старые истины: вера, надежда, любовь. Вера в прошлое, Надежда на будущее, Любовь к настоящему. В этом, наверное, и состоит сущность УЧИТЕЛЯ.
* * *
С великими не спорят, тем не менее хочется добавить фразу к эпиграфу: “Нечего туда смотреть!”
Комментарии