Ближе к концу лета ребенок все еще нежится до 11 утра в постели, проводит чудесный беззаботный день на даче в любимых развлечениях, допоздна засиживается у телевизора, компьютера и с друзьями встречает рассвет? Очень велика вероятность, что 1 сентября, стоя в 8.00 на линейке при параде, с полным портфелем, в окружении шумной толпы одноклассников, в сопровождении громкой музыки и торжественных речей, школьник будет испытывать стресс, не говоря уже о последующих менее торжественных учебных днях…
По мнению специалистов Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании, событие может считаться угрожающим психологическому благополучию (стрессогенным), если оно характеризуется внезапностью ситуации, неготовностью к переменам и высоким эмоциональным «градусом». С этой точки зрения стрессовым может быть событие, носящее как отрицательный, так и положительный характер. Школа – это соблюдение режима, активная умственная деятельность, взаимодействие в коллективе, обязанности и ответственность. Если летние каникулы этому прямая противоположность, переход «с корабля на бал» может сопровождаться стрессовыми реакциями: высокой утомляемостью, потерей жизненного тонуса, плохим настроением, головными болями, отказом от деятельности. Поэтому хорошо бы планировать лето таким образом, чтобы соблюдался режим, не снижалась умственная активность, не прекращалось конструктивное общение со сверстниками, не забывались буквы-цифры-формулы. Если мы хотим, чтобы очередной школьный старт был максимально успешным, необходимо позаботиться о том, чтобы в последние две-три недели каникул ребенок начал плавное физическое, эмоциональное и интеллектуальное возвращение из лета. Постепенно смещайте время утреннего подъема и отхода ко сну к школьной норме, чтобы к концу августа ребенок мог без проблем подниматься около 8 утра. Пересмотрите гардероб. Займитесь вместе с ребенком покупкой новых предметов школьного костюма, физкультурной формы, интересных аксессуаров. В процессе выбора обсудите модные тенденции, предоставьте ребенку выбор. Это позволит не только вспомнить о школе, но и создаст позитивный настрой. Начинайте наполнять портфель. Попросите ребенка проверить, остались ли с прошлого учебного года в ящиках письменного стола запасы чистых тетрадей, обложек, функционирующих ручек, фломастеров, циркулей и линеек, оценить их состояние и сообщить вам, что необходимо докупить. Это даст возможность школьнику встретиться со своим рабочим местом заблаговременно, а не внезапно 1 сентября, проявить ответственное отношение к расходам семейного бюджета на покупку школьных принадлежностей, непосредственно принять участие в подготовке к новому учебному году. Зайдите с ребенком на школьный сайт, посмотрите новостную ленту, обсудите события, о которых там говорится. Подумайте вместе, какие школьные кружки хотел бы посещать ваш ребенок в новом учебном году, в каких олимпиадах, конкурсах и проектах мог бы принять участие. Если речь о старшекласснике – обсудите план профориентации. Просмотрите список книг на лето. Если на дворе август, а прочитано меньше половины, практикуйте ежедневное семейное чтение вслух по очереди. Вместе с ребенком планируйте, как проведете следующий день, распределяйте обязанности и старайтесь придерживаться плана и договоренностей. Это поможет актуализировать самоконтроль и чувство ответственности, необходимые для успешной учебы. Организуя жизнь ребенка в последние недели школьных каникул, подумайте: какие чувства испытываете вы, выходя на работу после отпуска? Но вы взрослый человек, у вас развита произвольная саморегуляция, благодаря которой вы контролируете ситуацию, и это защищает вас от стресса. У ребенка и у подростка механизмы самоконтроля несовершенны, они находятся в процессе развития и зависят от организации их жизнедеятельности. Планируем подготовку к новому учебному году заранее! Анастасия КУЗНЕЦОВА,педагог-психолог, член Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании
Комментарии