search
main
0

От Калининграда до Якутска. Как завоевывают признание

Деятельность НИИ столичного образования в особой рекламе не нуждается. Этот институт, возглавляемый кандидатом педагогических наук, доцентом Маргаритой Николаевной Русецкой, известен в первую очередь целенаправленной, продуктивной работой по созданию научных городских целевых программ. Центральная среди них – «Столичное образование». Научный ресурс педагогического университета, как и было задумано вначале, удалось направить на решение реальных задач, стоящих перед столичной системой образования. Привлечение ученых, научных сотрудников к разработкам в области практической деятельности образования – поистине уникальное явление. Вряд ли в стране найдется второй такой вуз, где наука и практика идут, что называется, рука об руку.

В последнее время практически все структурные подразделения вуза стали успешно заниматься инновационной деятельностью. На каждом факультете, кафедре, в научных лабораториях и управлениях накоплен уникальный опыт. К примеру, на одном факультете успешно освоили дистантные формы обучения, на другом создана и используется в учебном процессе прекрасная мультимедийная библиотека с сотнями пособий, дидактических материалов… В развитии вуза наступил период обобщения результатов научных исследований и научно-методических, организационно-управленческих разработок для расширения сфер деятельности вуза, повышения качества подготовки учителя, совершенствования образовательных технологий и дальнейшего их внедрения в систему образования. Новую должность проректора по инновационной деятельности доверили молодому, перспективному директору НИИСО – Маргарите Николаевне Русецкой.

Рыцари науки

– Маргарита Николаевна, какова ваша главная задача в новой ипостаси?

– В университете действительно появилось немало структурных подразделений, занимающихся инновационной деятельностью, которая нуждается в интеграции, унификации. Основной задачей инновационной деятельности должно стать создание условий, обеспечивающих «вызревание» научных, образовательных, управленческих новшеств от идей до конкретного продукта: образовательной технологии, научного открытия или изобретения, новых форм управления вузом и их распространения. Для достижения этого предстоит осуществить целый комплекс научных, технологических, организационных и, безусловно, финансовых мероприятий, сформировать единую инновационную систему университета. Но помимо этого я остаюсь директором НИИСО. Ему с самого начала отводилась роль генератора новых идей, роль связующего звена науки с образованием. Потому очень многое из инновационного опыта, накопленного в университете, так или иначе связано с деятельностью НИИ столичного образования. А более 150 научных сотрудников НИИСО – это поистине настоящие подвижники. Сегодня мы имеем 25 лабораторий, где доктора, кандидаты наук ведут фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям развития системы столичного образования.

– Можно смело сказать, что ваши «рыцари науки» и станут тем ядром, центром, вокруг которого объединится вся инновационная деятельность?

– Конечно. Нам удалось за восемь лет работы НИИСО создать механизм, обеспечивающий опережающий характер подготовки будущего учителя по отношению к потребностям и изменениям современной школы. Достигается это прежде всего через научное, кадровое и материально-техническое единство лабораторий, факультетов, кафедр.

– А как достигается это единство науки и практики?

– Сегодня отработан определенный алгоритм действий. Вначале идет анализ образовательных условий, намечаются точки роста по основным направлениям науки. Все инновационные предложения, научные гипотезы тщательно прорабатываются и проходят экспериментальную проверку в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Затем результаты эксперимента обсуждаются на конференциях, всевозможных слушаниях и после доработок и внесения коррективов оформляются в виде готового научного продукта.

Следующий этап – широкое внедрение результатов научных разработок в образование, которое идет через систему повышения квалификации учителей, созданную в университете, через сеть экспериментальных площадок (во всех округах Москвы), но главное то, что самые новые научно-методические разработки сразу же внедряются в систему профессиональной подготовки учителя в МГПУ в учебных курсах, мастер-классах. И процесс этот бесконечен, такая своеобразная спираль. Лучшей иллюстрацией являются учебники и учебно-методические комплекты для школ, созданные учеными МГПУ.

Учебников сегодня выходит много, но не все они одинаково эффективны, не все получают одобрение учителей. А вот учебники, подготовленные в нашем университете, – совсем другое дело.

– Мне недавно довелось участвовать в методическом совещании учителей математики Коломенского района Московской области. И очень лестную оценку они давали учебникам Мордковича по курсу алгебры и начал анализа в 7-11-х классах. Учителю легко использовать этот учебник для дифференцированной работы с учениками различного уровня подготовки.

– Александр Григорьевич Мордкович, профессор, доктор педагогических наук – автор около ста учебных и учебно-методических пособий, возглавляет в НИИСО лабораторию «Новые методы математического образования». Успех учебников вполне закономерен. Ведь они прошли апробацию на экспериментальных площадках. И только после этого началось их внедрение в массовую школу. Кроме того, параллельно мы обучаем учителей работе с новыми учебниками через сеть семинаров, курсов повышения квалификации. И процесс этот уже давно перешагнул рамки столицы. Недаром сотрудники шутят: «Трудно сказать, где сегодня Мордкович. Его маршрут от Калининграда до Якутска…»

Востребован в российских школах и учебно-методический комплект обучения английскому языку. Это детище нашей лаборатории «Содержание новых технологий обучения иностранным языкам». Недаром его авторскому коллективу под руководством профессора, заведующей лабораторией Ольги Васильевны Афанасьевой присуждена премия Правительства Российской Федерации. Разработка и внедрение новых методов обучения идет также по другим предметам. Работа каждой лаборатории отличается собственным почерком, но всем исследованиям присущ поисковый инновационный характер.

Лаборатория гуманной педагогики появилась в НИИСО одной из первых. Ее руководителя Шалву Александровича Амонашвили представлять не нужно. Его знают не только в нашей стране, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. В 180 городах и поселках работают лаборатории гуманной педагогики. Амонашвили особое место уделяет личности учителя, и ключевая мысль всех трудов известного ученого: как помочь самому учителю стать лучше, честнее, добрее. При этом Шалва Александрович не без горечи сетует, что педагогика как наука еще слишком мало сделала для обновления школы. На прошлой неделе прошли уже в шестой раз Международные педагогические чтения, собравшие более 500 последователей учителя, мыслителя, философа. Кстати, на этих чтениях В.В.Рябову было присвоено звание «Рыцарь Гуманной педагогики».

Философские идеи Амонашвили настолько опережают время, что их оценят в полной мере, может, через пятьдесят, а то и сто лет. Все новое трудно пробивает себе дорогу в жизнь, хотя сам Шалва Александрович без устали утверждает, что он и не предлагает ничего нового, что все это уже есть в педагогической классике.

А теперь найди улитку!

Какие новые направления в научно-исследовательской деятельности МГПУ появились именно в этом учебном году?

Сентябрь 2006 года смело можно считать днем рождения трех новых лабораторий. Появление каждой из них актуально и своевременно. Начнем с лаборатории прогнозных исследований образования и рынков труда. Давно уже назрела необходимость четко знать потребность системы образования в педагогических, управленческих, экономических кадрах. Руководитель лаборатории доктор экономических наук, профессор Юрий Викторович Фролов еще в рамках деятельности своей кафедры прикладной экономики и управления занимался прогнозными исследованиями. Им, например, определен перечень наиболее востребованных профессий для нужд городского хозяйства столицы. Постепенно эти исследования выросли в самостоятельное направление, потребовали создания научно-исследовательской лаборатории.

Другая не менее значимая лаборатория занимается исследованием этнокультурных технологий в образовании. Для столицы, где проживают представители множества национальностей, это весьма актуальная тема. Надо отметить, что все лаборатории существуют не изолированно от факультетов, а органично вписаны в их деятельность. Так, вышеназванный исследовательский коллектив получил «прописку» на факультете технологии и предпринимательства. Здесь создан уникальный музей русского костюма. Все его экспонаты используются в учебном процессе. Экспедиционная деятельность, музейная работа включены в учебный процесс. На этом же факультете освоили методику изготовления такого народного инструмента, как гусли. Весь этот опыт требует обобщения, дальнейшего развития и внедрения.

А третья лаборатория связана с очень интересным направлением, которое, может быть, нельзя назвать инновационным. Но это только на первый взгляд. Сегодня многие ученые ведут работу над формированием исследовательских умений у детей. Игра и игрушки рассматриваются как фактор развития этой исследовательской деятельности. Поэтому лаборатория учебно-развивающих игр и игрушек нам очень необходима. Руководит ею доктор педагогических наук Равиль Гарифович Резаков.

Маргарита Николаевна называет имя нового сотрудника новейшей лаборатории, и я ахаю от изумления. Поистине союз теории и практики! Андрей Александрович Бахметьев, хорошо известный всем телезрителям как обладатель «очень умелых рук», или, по выражению ведущего передачи «Пока все дома» Тимура Кизякова, «Очумелых ручек» – старший научный сотрудник вышеупомянутой лаборатории.

Интересно, чем этот неистощимый на выдумки изобретатель порадует педагогов? Оказывается, уже есть готовый продукт – серия «Звуковые плакаты», по которым можно изучать азбуку, осваивать таблицу умножения.

Мне удалось поработать с «Говорящей азбукой». Казалось, обычный красочный плакат. Но вот я нажимаю маленькую кнопку.

– Привет! Начнем изучать буквы, – звучит детский голос. – Попробуй найти арбуз…

– Молодец! А теперь найди улитку!

Я специально ошибаюсь.

– Неправильно, не отчаивайся, попробуй еще, – подбадривает меня тот же голос.

Плакат дает возможность педагогам разнообразить задания, заставляет ребенка размышлять, сопоставлять, запоминать…

На мой взгляд, таким говорящим плакатам будут рады и малыши, и взрослые. А сам Андрей Александрович мечтает о том, чтобы эти «говорящие» обучающие плакаты появились в каждом детском саду и школе.

Кстати, новая лаборатория уже приступила к созданию исследовательского труда – как игры и игрушки способствуют развитию тех или иных способностей ребенка на всех возрастных этапах. Первая часть этой монографии должна увидеть свет уже в июне этого года.

Жаль, что невозможно рассказать о деятельности всех 25 лабораторий НИИСО. Каждой есть чем гордиться. Так, к примеру, лаборатория психолого-педагогического и социального мониторинга (руководит ею кандидат социологических наук Людмила Федоровна Холоднова) традиционно стабильно работает в области социологических и мониторинговых исследований. Среди особо значимых проектов, разработанных лабораторией, – «Состояние обеспечения педагогическими кадрами учреждений системы образования города Москвы» (руководитель проекта – доктор философских наук, профессор Пищулин Н.П.), «Мониторинг мнений старшеклассников, родителей, учителей и руководителей общеобразовательных школ по ключевым направлениям развития образования», реализованные сотрудниками лаборатории по поручению Департамента образования города Москвы. Материалы общественной экспертизы эффективности выполнения образовательными учреждениями своих основных функций использовались на ежегодном смотре учебных округов при подведении итогов их работы.

В настоящее время научный коллектив лаборатории работает над следующими проектами: «Современное состояние воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях города Москвы», «Комплексное мониторинговое исследование эффективности управления образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Проблемы адаптации и профессионального становления молодых педагогов в московских школах» и другими.

Кстати, две исследовательские темы этой лаборатории получили грант Москвы в области науки и технологий в сфере образования 2006 года. Вообще МГПУ в 2006 году получил десять грантов правительства Москвы по различным темам. Примечательно, что для выполнения этих научных проектов в авторские коллективы были объединены представители различных кафедр и лабораторий. Проректор по инновационной деятельности Маргарита Николаевна Русецкая уверена, что это добрый знак.

– Молодец!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте