search
main
0

От кабинета до центра – дорога в пятьдесят лет

В этом году центр, которым руководит Владимир Филиппович Кривошеев, отметит юбилей. История учебно-методического центра по профессиональному образованию началась пятьдесят лет назад. В теперь уже далеком 1957 году решение об организации новой структуры – учебно-методического кабинета управления кадров и учебных заведений – вынес исполком Московского совета (31.10.57 г., № 58/49). Кабинету нужно было заниматься совершенствованием форм и методов учебно-воспитательного процесса для повышения качества подготовки и квалификации специалистов и рабочих кадров городского хозяйства Москвы.

Учебно-методический кабинет разрабатывал и издавал учебно-методическую документацию, готовил учебники и учебные пособия по 11 специальностям для 188 однопрофильных средних специальных учебных заведений города. Кроме этого, специалисты кабинета создавали учебные программы, обобщали и распространяли передовой педагогический опыт, контролировали качество проведения занятий в учебных заведениях. При учебно-методическом кабинете работали 26 городских методических объединений преподавателей, которые занимались совершенствованием их специальных знаний, собирали информацию о передовом опыте. Методисты кабинета руководили 19 секциями и секторами городского совета по научной организации учебного процесса, раз в два-три года принимали активное участие в подготовке и проведении педагогических чтений для преподавателей и студентов средних специальных учебных заведений. Только за 1961-1976 годы специалисты учебно-методического кабинета подготовили и издали 278 методических пособий для преподавателей, подготовлено и издано 46 учебников и учебных пособий для учащихся ссузов. В то время специалистов средней квалификации для городского хозяйства Москвы готовили 48 техникумов и училищ Мосгорисполкома, в которых обучались по 67 специальностям 53 тысячи человек. За 1970-1975 годы для городского хозяйства было подготовлено 45 тысяч специалистов, 26 тысяч рабочих, 45 тысяч рабочих и свыше 30 тысяч руководящих работников и специалистов повысили квалификацию.

В 1991 году по приказу руководителя Департамента образования Любови Кезиной прошла реорганизация учебно-методических кабинетов по средне-специальному и профессионально-техническому образованию и был создан учебно-методический кабинет по профессиональному образованию. Еще через два года в соответствии с программой «Педагогические кадры» и для дальнейшего совершенствования учебно-методического обеспечения педагогических колледжей, комплексов, училищ в составе кабинета создается лаборатория педагогического образования, которая должна была разрабатывать концептуальные положения и рекомендации по совершенствованию структуры и содержания подготовки педагогических кадров, системы отбора и приема молодежи в педагогические учебные заведения; проводить экспертизы учебно-методической документации, разрабатываемой педагогическими учебными заведениями; изучать, обобщать и распространять новаторские, передовые формы, методы обучения и воспитания учащихся и студентов.

С декабря 2002 году кабинет стал учебно-методическим центром по профессиональному образованию, который работает над совершенствованием форм и методов организации образовательного процесса в подведомственных Департаменту образования профессиональных образовательных учреждениях, а также в системе подготовки, переподготовки специалистов, рабочих кадров и незанятого населения, реализацией дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Иными словами, центр реализует дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации специалистов; разрабатывает новые и совершенствует действующие учебные планы и программы в соответствии со стандартом образования; перечни оборудования кабинетов, лабораторий и мастерских по специальным предметам в соответствии с учебными планами по закрепленным специальностям; перспективные планы подготовки и издания учебников и учебных пособий по специальным предметам в соответствии с учебными планами, подбор авторов и рецензентов, рассматривает предоставляемые рукописи; организует аудиторские группы для диагностики деятельности образовательных учреждений (разработка системы измерителей качества учебного процесса, комплексных контрольных работ, тестов для выявления уровня профессиональной подготовки учащихся и студентов); изучает и распространяет новые педагогические технологии, опыт практического обучения и развития технического творчества обучающихся и студентов, экспериментальной конструкторской работы, совершенствования деятельности производственных мастерских по выпуску реальной продукции; работает над тематикой и организует педагогические чтения, научно-практические конференции, семинары, методические совещания, оказывает помощь образовательным учреждениям в проведении конкурсов, предметных олимпиад, спортивно-массовых мероприятий, выставок научно-методических работ преподавателей; осуществляет связь с научными учреждениями и организациями, методическими органами образования и информационными центрами для совершенствования подготовки специалистов и рабочих; участвует в научных исследованиях, проводимых научными организациями АН РФ, вузами по проблеме профессионального образования обучающихся и студентов; адаптирует инновационные методики обучения к специфике отраслей городского хозяйства и готовит рекомендации по их практическому применению; разрабатывает и принимает меры по обеспечению комплексной оценки профессиональных и деловых знаний педагогических кадров, расширению индивидуализации обучения; координирует действия предприятий, организаций, учреждений, образовательных учреждений и учебных центров по разработке учебно-планирующей документации, отвечающей реальным потребностям в переподготовке незанятого населения.

За последние два десятилетия в системе профобразования накопилось множество проблем. Достаточно сказать, что исчезло такое понятие, как «базовое предприятие». Это, естественно, больно ударило по ссузам и всему учебно-воспитательному процессу. Неудивительно, что, оказавшись в ситуации собственной «закрытости», руководители образовательных учреждений начали импульсивно реагировать на текущие потребности рынка труда Москвы и перестраивать всю систему профобразования в своих учреждениях на подготовку по наиболее «популярным» профессиям: менеджеров, секретарей, юристов, бухгалтеров. Хорошо отлаженная система образовательных технологий подменялась преподаванием случайного набора предметов и дисциплин. Следует отметить, что сам процесс создания государственных образовательных стандартов начался именно в сложившихся условиях спонтанного реагирования учреждений профобразования на потребности рынка труда. В новых условиях учебно-методический центр не прекращал свою активную деятельность. Особенности социально-экономического развития Москвы заставляют УМЦ по-новому определять стратегию и тактику процесса модернизации системы начального и среднего профобразования. В частности, становится очевидным, что в стратегическом плане речь должна идти не столько о сохранении самой системы профобразования, сколько о превращении начального и среднего профобразования в важнейший фактор стабилизации социально-экономической сферы города. В стратегическом плане работа центра ускоряет процесс превращения начального и среднего профобразования в важнейший фактор стабилизации социально-экономической сферы города. Потому что система профобразования в Москве должна отражать приоритеты города в области профобразования и комплектования кадров. Этому способствует постоянный мониторинг рынка труда и образовательных услуг.

Сегодня сотрудники УМЦ продолжают развивать полувековые традиции центра, оказывают всестороннюю научную и методическую помощь руководителям, методистам, преподавателям, мастерам производственного обучения, обучающимся и студентам колледжей столицы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте