search
main
0

От иждивенчества к практической деятельности

​У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата физический недостаток существенно влияет на социальную позицию, на отношение к окружающему миру.

У таких детей легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности, трудности их социальной адаптации способствуют формированию робости, застенчивости, неумения постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью, проблемы общения может иметь в той или иной форме каждый ребенок.Анализ особенностей проблемных детей и специфических дефектов их общения со взрослыми и сверстниками позволил выделить основные задачи психологической работы с ними. Во-первых, необходимо возбудить подлинный интерес проблемного ребенка к окружающим его людям, заставить его задуматься об их интересах, потребностях, это поможет проблемному ребенку более объективно установить подлинный характер отношения к себе, а в случае возникших разногласий избежать распространения собственной негативной оценки с возникшей ситуации на отношение к себе и соответственно на взаимоотношения с окружающими, интерес и внимание к окружающим, информация об их интересах и целях позволят компенсировать возможные разногласия (например, в игре). Во-вторых, необходимо научить ребенка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинения, ни самобичевания, выработать стремление все время оставаться в контакте, научиться извлекать опыт из неудачного общения. Предъявление слишком высоких требований к своим друзьям и близким всегда создает благоприятный источник для потенциальных обид. С другой стороны, применяя мерку совершенства к своему социальному положению и желая получить все или ничего, ребенок выводит себя за рамки обычных повседневных спокойных контактов и остается в социальной изоляции. Психологическая компенсация этого явления связана с привитием ребенку умения посмотреть на себя со стороны, объективно оценить свое поведение и поступки окружающих с помощью простейших моделей анализа поведения. В-третьих, надо обучать проблемных детей приемам саморегуляции своего состояния, что позволило бы им уходить из-под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость, вовремя снизить тон, вместо того чтобы бесполезно доказывать свою правоту или попытаться договориться в конфликтной ситуации, вместо того чтобы отреагировать на нее обидой и уходом от общения.Елена ОКЛАДНОВА, педагог дополнительного образования ДОУ №2282

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте