Издательство МГУ приступило к выпуску новой книжной серии – “Вершины русской драмы”. Редколлегия ставит перед ней две задачи: раскрыть самобытность русской художественной словесности и ее вклад в мировую литературу через своеобразие жанров, а также провести анализ наиболее выдающихся или характерных для того или иного жанра произведений. Серия адресована филологам и студентам, преподавателям и любопытным школьникам. Первой книгой серии стало исследование Валерия Мильдона “Вершины русской драмы”.
На презентации новой серии профессор Валентин Недзвецкий уточнил задачи редакционной коллегии и будущих книг.
Название “Классика жанра” продиктовано краткостью. Если более полно, то оно должно было бы звучать так: “Жанровая история русской классической литературы” или “Русская литературная классика в ее жанре”. Инициируя серию, редколлегия и директор издательства опирались на принципиальные определения русских классиков, в частности на две принципиальные идеи Льва Толстого. Согласно первой каждый большой художник слова непременно творит и свою художественную форму. Величие того или иного художника определяется не столько его темами, идеями, сколько новизной и самобытностью созданных им жанров, эти идеи и концепции воплотивших. Нет сомнения, что такое определение Толстой распространял на национальные литературы. И оно подтверждается жанровым многообразием и оригинальностью жанров русской литературы. Последнее обстоятельство было особо подчеркнуто Толстым. “Мы, русские, не умеем писать романы так, как понимают этот род сочинений в Европе”. Наша художественная мысль не укладывается в эту рамку и ищет для себя новых. Подкрепляя свое наблюдение фактами, Толстой указывал на гоголевские “Мертвые души”, сочинения Аксакова, романы Тургенева, “Записки из мертвого дома” Достоевского, имел в виду произведшего на него большое впечатление “Героя нашего времени” Лермонтова, “Обыкновенную историю” Гончарова, вообще все русские романы, выходящие за грань посредственности. Но только ли романы можно вспомнить? К ним можно добавить и иные жанры русской литературы, ничуть не меньше оцененные. А это и державинская ода, и пушкинские маленькие трагедии, тургеневская повесть, некрасовские поэмы, щедринская “История одного города”, чеховский рассказ. Первая задача серии – по возможности адекватно отобразить многообразие жанров русской литературной классики, своеобразие каждого из них, процессы внутрижанровой эволюции. Раскрытие жанрового многообразия позволит показать тот огромный вклад, который русские писатели внесли в мировую литературу.
Но от серии ждут решения второй важнейшей задачи – выхода через жанровое своеобразие русской классики на национальную ментальность. Русский взгляд на человека и мир, русскую систему духовно-нравственных ориентиров, общественных и личностных идеалов, русскую историософию, эсхатологию. Русская ментальность была обойденной литературоведами. Настало время открыть ее. Ибо нашу классику отличает глубина постановки основополагающих проблем бытия и их решение в свете высочайших идеалов. К нам едут не изучать опыт социального устройства, где нам нечем похвастаться, а за достижениями классики, имеющей богатый опыт противостояния моральной вседозволенности, агрессивности. Русская духовность, воплощенная и сохраненная в произведениях литературы ,- это сила, образующая духовно-нравственный облик народа. И долг литературоведов сделать все возможное, чтобы такой нациообразующей силой она оставалась всегда. Отсюда принципиальная задача – издания должны стать защитой литературы от нигилистического отношения, откуда бы оно ни исходило – от литераторов, инкриминирующих литературе создание якобы искаженного образа русского государства, или от ретивых чиновников от образования, которые своим решением заменить сочинение изложением, а литературный экзамен тестированием, посягают на самое существование самой литературы в школе.
– Что касается драмы, то разговоры о ней становятся разговорами о жизни и выходят за границы искусства, – отметил Валерий Мильдон, автор первой книги серии. – Наверное, с этим связана отличительная черта русской науки о литературе, потому что анализ литературного материала становится суждением о жизни. Поэтому в названии книги драма рассматривается и как жанр, и как некая драма жизни человека. С этой точки зрения герои драмы как литературного рода становятся героями той общей жизненной драмы – для них и для России. Поэтому живы до сих пор “Ревизор” Гоголя, “Дело” Сухово-Кобылина, другие герои и произведения.
В настоящее время готовятся к изданию исследования по русской повести, роману и поэзии XIX века, элегии, “Слову о полку Игореве”.
Виктор БОЧЕНКОВ
Комментарии