Использование масштабного ресурса методов и форм заставляет современного учителя сосредоточить внимание на вопросе их влияния на мотивационные процессы школьника. Возникает потребность в стимулировании познавательной активности, стремления к самоопределению. Остановимся на опыте работы со школьниками в рамках образовательного проекта «Кадетский класс в московской школе» Президентской академии. Применение формата мотивационной беседы заставило обратиться к данному вопросу, чтобы использовать его преимущества и системно организовать процесс ориентирования интереса школьника. Известно, что способностью уловить потребность или создать ее обладает не каждый человек. Что же может повлиять на школьника так, чтобы он показал свою субъектность?
Из возрастной психологии мы знаем, что зарождение познавательной мотивации начинается в сензитивном периоде – старшем дошкольном возрасте, в 5-7 лет. Позднее она продолжает складываться в процессе становления ведущей деятельности – учебной. Именно она и образует умение учиться с удовольствием. Но, к сожалению, из-за индивидуальных особенностей это проявляется не у каждого ученика. Да и учебная нагрузка делает свое дело, учение начинает ассоциироваться с принуждением и давлением, а слабость волевой сферы и несформированная произвольность приводят ребенка к негативному эмоциональному фону в обучении. Энергия мотивации переключается на что-то иное, более доступное, приносящее быстрое удовлетворение. В итоге мы встречаем не вышколенного ученика, а ребенка, разрываемого противоречиями самоутверждения вне стен школы. Не стоит забывать, что патронат родителей очень важен не только в период старшего дошкольного возраста, но и в начальной и даже в средней школе. Единство требований семьи и школы дает четкое понимание движения, определяет приоритеты ценности знаний, их поиска и применения в будущем. Средовой фактор обуславливает укрепление у ребенка понимания роли знаний и умений как ценности познания мира. Именно такая смысловая платформа обеспечивает развитие познавательной мотивации, помогает школьнику войти во взрослую жизнь, зная и используя свои преимущества. При этом это не мешает социально развиваться. Умение решать проблемы стимулирует у школьника стремление общаться со сверстниками и друзьями, самореализовываться и самоутверждаться.
Возможно ли помочь старшекласснику активизировать свой интерес? Понимая мотивацию как побуждающую силу, позволяющую породить желание приобщиться к чему-либо, стоит рассмотреть вопрос актуализации мотивов. Для нас это важный процесс перехода от интереса к действию. Известный ученый-психолог Хайнц Хекхаузен в своей теории мотивации уделяет внимание изучению движущих сил поведения. Понимая мотив как конструкт мышления и связующий элемент между исходными обстоятельствами и последующими действиями, он характеризует его динамичность и направленность. Фактически нужно говорить об обретении смысловой окраски деятельности, превращающей потребность в побуждение, стремление в мотив, дающий энергию и направление тем или иным действиям. В этих условиях восприятие возможностей достижения целей делает их привлекательными и предвосхищаемыми для школьника, то есть доступными.
Кроме того, мотивы могут нарастать, а могут и затухать, если не поступает подкрепление. Поэтому школьник должен быть постоянно вовлечен и включен в особые процессы, запускающие реальные пробы, новые знания, ситуации, новых людей, носителей познавательных ценностей. Но следует помнить, что появление трудностей и препятствий усиливает мотивационный заряд в том случае, если они совпадают в смыслах и ценностях. Кроме того, возникают силы преодоления, выражающиеся в волевых процессах. Именно это мы называем упорством и целеустремленностью.
Мотивационная беседа как способ смыслового ориентирования имеет ряд важных особенностей. Данный формат общения со школьниками не должен содержать элементов манипулирования, навязывания информации и прямых установок. Следует уделить внимание скорее психологическим эффектам восприятия. Например, первое впечатление всегда дает сильный фотографический эффект. Воспринимается все – цвета, формы, детали, звуки, запахи, объемы, кинестетические ощущения. Это фиксируется в едином образе и запоминается. Потом можно использовать ассоциативные связи для поддержания силы воспоминаний. Надо учесть, что полученные положительные эмоции дают наибольший результат. Поэтому для нас так важно обеспечить первые минуты нахождения на территории академии, в корпусах, аудиториях. Запоминаются возраст, внешний вид сотрудников, способ общения, манеры, ораторское мастерство преподавателей (темп, ритм, тембр голоса, дикция, юмор, харизма, эмоции, сопровождающие интересный наглядный познавательный материал, близкий для понимания школьника).
В психологии есть термин «аттрактивность» (от англ. attractiveness – «привлекательность») – умение нравиться, привлекать внимание в положительном отношении, вызывать расположение к себе людей, привлекательность как притягательность, эмоциональное притяжение, интерес и даже симпатия. В работе со школьниками это способность или умение учителя и преподавателя становиться на путь возникновения интереса. Нравится – значит интересно. Это и есть первая ступень приобщения школьника к культуре школы, вуза.
Поэтому выход за пределы школы, посещение, например, Президентской академии становится точкой порождения возможного интереса в будущем. Появляется этап осознания новой социальной роли, себя как части нового сообщества. Но приобщение к культуре вуза идет постепенно. Это не разовый поход на день открытых дверей, а системное знакомство с профессорско-преподавательским составом, культурой вуза (ведущими направлениями подготовки, стилем отношений, приобретение опыта совместных проектных или исследовательских работ, образовательные сессии). Данная система помогает формированию у школьников единства понимания той или иной профессиональной области. Складывается не только понятийный аппарат, но и профессиональная лексика, система представлений. Одновременно пояляются доверительные отношения к преподавателю как представителю вуза, носителю профессиональных ценностей. Впоследствии формируется отношение к вузу. Не секрет, что самые маститые, уважаемые и молодые талантливые преподаватели всегда открыты школьникам, будущим абитуриентам, студентам. Подобная просветительская роль открывает дверь в совершенно новый мир будущего для самого вуза.
Доверительные отношения снимают тревожность и стимулируют появление устремления к дальнейшему изучению того или иного предмета, специализации. Рождается мечта принадлежать к сообществу студентов и преподавателей. Именно эта потребность, осознаваемая как цель, движет школьниками, заставляя их сделать первый шаг к сознательному выбору вуза и обучению в нем.
Может ли мотивационная беседа стать этапом в образовательном маршруте школьника по пути в вуз? Конечно, да. Но при условии единой серьезной подготовки и ответственности ученика, школы, семьи и вуза.
Елена УЛУНЯН, психолог, эксперт, ведущий сотрудник ЦКРОО РАНХиГС, обладатель гранта Москвы 2008 года
Комментарии