Инновационная и экспериментальная деятельность давно вошла в практику работы Северо-Западного окружного управления образования, окружного методического центра, а также большинства образовательных учреждений округа. Мы хотим, чтобы новые прогрессивные идеи, заложенные в проект «Школа будущего», стали идеями сегодняшней школы, чтобы современная школа использовала весь передовой опыт и накопленный инновационный ресурс для того, чтобы Школа будущего стала реальностью.
Именно на Северо-Западе родился амбициозный эксперимент «Северо-Западный округ – научное будущее России: воспроизводство фундаментальной (практико-ориентированной) науки на территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи», в рамках реализации которого весь учебный округ вот уже в течение трех лет – единая городская экспериментальная площадка, в работу по различным направлениям вовлечены 46 образовательных учреждений. Целью эксперимента стало не только создание новых образцов образовательной практики, их трансляция на все пространство учебного округа, но и выстраивание новых форм тесного сотрудничества образования, науки и производства.
Визитной карточкой эксперимента и деятельности учебного округа стала Школа генеральных конструкторов (ШГК), о деятельности которой как новой образовательной формы говорится сегодня на всех уровнях, включая Министерство образования и науки РФ и Департамент образования. Результаты трехлетней творческой деятельности ШГК будут представлены на ставшей традиционной выставке «Молодежная ЭКСПО на Северо-Западе-2009», где пройдет научно-практическая конференция с обсуждением проектов ШГК при участии представителей науки, промышленных предприятий, властных структур. Заслуживает внимания и такое направление окружного эксперимента, как социальное проектирование; отдельные детские социальные проекты по улучшению инфраструктуры СЗАО не только вызвали интерес органов власти, но и уже внедрены в практику на территории Северо-Западного округа.
Накопленный инновационный потенциал в рамках эксперимента «Северо-Западный округ – научное будущее России…» и тесное сотрудничество с НИИ ИСРОО дали возможность участия наших образовательных учреждений в столичном проекте «Строим Школу будущего». Выбранные для участия такие модули, как «Эпистемотека», «Детско-взрослое производство», «Новый педагогический профессионализм», стали логическим продолжением нашего окружного эксперимента и позволили пяти образовательным учреждениям округа достойно представлять себя в «Школе будущего».
Очень важно, что методисты окружного методического центра активно включены в инновационную деятельность, стали своего рода методологами, описывая новые полученные образцы и формы образовательной практики и распространяя их на все школы округа, тем самым вводя в увлекательный процесс инновационной деятельности все новых и новых педагогов и руководителей. Не случайно в окружном методическом центре сейчас создается программа развития на 2009 – 2011 годы, где продолжение инновационной и экспериментальной деятельности в различных направлениях и проектах будет основой всей деятельности методистов. Тесное сотрудничество с наукой и стремление развивать новые экспериментальные направления деятельности, которые еще не вошли в общую образовательную и методическую практику, дают основания создать в структуре ОМЦ шесть научно-исследовательских лабораторий, которые будут работать по направлениям модулей проекта «Школа будущего»:
– обновление содержания образования;
– детско-взрослое научно-образовательное производство;
– новый педагогический профессионализм;
– диагностика способностей и компетентностей учащихся;
– мировоззрение в Школе будущего;
– информатизация в Школе будущего.
В лабораториях будут работать коллективы единомышленников, куда войдут представители НИИ ИСРОО, окружного методического центра, руководители образовательных учреждений и педагоги-новаторы Северо-Западного округа. Такое содружество даст возможность видеть все инновационные процессы, происходящие в образовательном пространстве округа и города, с разных ракурсов, находить новые нестандартные решения по всем направлениям деятельности с учетом интересов, склонностей и возможностей учащихся.
Вера БАЛАКИРЕВА, заместитель директора по научно-методической работе Северо-Западного окружного методического центра
Комментарии