search
main
0

От инфантильности к зрелости. Возрастные особенности развития личности гражданина

С какого возраста начинается развитие личности как гражданина? Естественно, ни от дошкольника, ни от младшего школьника, ни от подростка мы не вправе ожидать проявления черт и характеристик их гражданской зрелости – высокого уровня самосознания и активности в каких-либо формах жизни гражданского общества.

Однако можем ли мы также говорить об их гражданской инфантильности, в которой проявляется пока еще их неспособность выразить свою гражданскую позицию, непонимание вопросов и проблем общественной жизни?

Дети школьного возраста не могут в полной мере принимать участие в общественной жизни взрослых, государство не наделило их гражданскими правами. С 14 лет подросток получает паспорт, что должно восприниматься им как акт признания своего гражданства. Но всегда ли он к этому готов? С этого момента он уже несет ответственность по некоторым статьям Уголовного кодекса. Но знает ли он об этом? С 18 лет личность получает избирательное право как возможность участвовать в выборах представителей государственной власти и самому быть избранным; устраиваться на работу; вступать в брак; иметь и воспитывать детей, то есть выполнять иные социальные роли и функции помимо роли ученика (или студента). Каким образом он готовился к выполнению этих новых для него социальных ролей и функций?

В 17 лет человек оканчивает школу, а в 18 лет получает гражданские права и должен нести гражданскую ответственность. Какие черты и характеристики должны формироваться в ЮНОМ человеке для того, чтобы в нем развивался гражданин, проявлялась гражданственность?

Гражданская зрелость личности – это один из аспектов проявления ее социальной зрелости, а потому, обусловливая развитие в ребенке тех черт и характеристик, в которых проявляются основные показатели его взрослости (мы рассматривали эти показатели для каждого возраста отдельно), педагог способствует и гражданскому становлению личности.

Можно говорить об общем подходе в гражданском становлении личности и выделять особенности их проявления и развития в каждой возрастной группе.

Познание окружающего мира, общества, отношений между людьми, как известно, начинает закладываться уже в дошкольном возрасте, у школьников формируется научная картина мира, широта кругозора, они осознают свое место в мире, у них вырабатывается индивидуальный стиль деятельности в общении с людьми. Это проявляется в содержании гражданского сознания и самосознания личности.

Можно говорить о некоторых закономерностях, которые проявляются в воспитательно-образовательном процессе школы, ориентированном на развитие социальной зрелости личности (в том числе и гражданской).

Если школьник постигает законы и нормы общественной жизни, если его учат выражать свое мнение, давать оценки событиям и явлениям, которые он наблюдает, то его знания переходят на уровень убеждений. Если его учат познавать себя, свой внутренний мир, свои возможности и способности, если его учат самопознанию, саморефлексии и саморегуляции, то его знания поднимаются до уровня самосознания и самовоспитания.

Если ребенок осознает социальную значимость учебной деятельности, проявляет целеустремленность и настойчивость в преодолении трудностей, если он осознает свои обязанности, имеет определенные права, то в нем развиваются чувства долга и ответственности.

Если в условиях школы и семьи созданы условия для проявления активности и самостоятельности личности, если он живет заботой о других людях, то в нем формируется общественная активность, в основе которой утверждаются нравственные нормы.

Если в жизни школьника есть возможность проявлять чувство личной чести и гордости, осознание величия человека-творца, то в ребенке пробуждаются гражданские чувства.

Если же школьник находится в иных ситуациях школьной жизни, если изначально он занимает пассивную позицию в коллективе, то это свидетельство инфантилизации в его развитии. Французский педагог С. Френе писал по этому поводу: они «не умеют управлять собой и обдумывать свои действия… оказываются неспособными к самоорганизации и единственное, к чему они стремятся, – это ускользнуть от любого проявления власти над собой».

Итак, способствуя развитию в ребенке взрослости (его социальной зрелости), мы способствуем его гражданскому развитию.

Как вы уже знаете, в каждом возрасте сосредоточен свой потенциал развития. Важно знать о том, какие черты личности ребенок того или иного возраста может проявлять в силу предшествующего жизненного опыта и сформированности ее внутренней позиции и чему она должна научиться, какие черты и качества должны сформироваться на этой основе в данный период ее жизни.

Вступление ребенка в МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ происходит как принятие первой социальной роли – РОЛИ УЧЕНИКА. И от того, насколько ребенок осознает социальную значимость этой новой для него роли, зависит пробуждение его гражданского сознания и самосознания, проявление чувств: обязанности, ответственности, долга, что ставит его в позицию выполнять не всегда интересную, но нужную и полезную работу; он привыкает к тому, что его работа оценивается, к нему предъявляются требования, он должен научиться осознанно выполнять эти требования и оценивать себя с точки зрения предъявляемых требований. Таким образом, учебная деятельность должна восприниматься школьником и как его обязанность (позиция «Я должен!»), и как радость (позиция «Я хочу!», «Я могу!», «Мне нравится!»).

Младший школьный возраст – это возраст, когда формируются произвольные формы поведения. Ребенок должен научиться понимать, что в обществе, в мире людей существуют определенные законы и правила, которые регулируют их деятельность и общение.

Для того чтобы состоялось гражданское развитие личности, в жизнь младшего школьника должна прийти идея Родины (ее символика – гимн, флаг, герб; ее героическое прошлое; выдающиеся люди Отечества и др.).

Особенность его гражданского развития – в пробуждении гражданских чувств. Дети этого возраста еще не утратили способность восхищаться, удивляться, обижаться, быть искренними в проявлении всех своих чувств и эмоций. Конечно, они способны высказывать собственные суждения и давать оценки событиям прошлого и настоящего, выражать свое отношение к историческим деятелям, если, конечно, их к этому побуждают взрослые (учителя и родители). В этом просматриваются основы гражданского сознания, однако в суждениях младших школьников все же больше эмоциональных отношений, нежели логических выводов. Они пока еще не способны анализировать и сопоставлять факты, разрешать противоречия, но готовы этому учиться, если учитель предлагает им соответствующие виды познавательной деятельности. Их путь познания лежит от чувств к разуму, от непосредственного восприятия наиболее ярких событий к их объяснению.

Можно привести пример с учеником 3-го класса, который сделал вывод о том, что Александр Невский и Дмитрий Донской – это герои нашей страны, потому что они выиграли исторические битвы и прославили наше Отечество, а М. Кутузов – «предатель, так как отступил и позволил французам сжечь Москву». Как видим из данного примера, у ребенка проявилось прежде всего эмоциональное восприятие события, его неспособность увидеть за «внешним» результатом причины события и оценить его последствия. Однако, на наш взгляд, в этом можно увидеть такие элементы гражданской позиции, как самостоятельность суждений, независимость от точки зрения учителя, готовность отстаивать свое мнение.

Младший школьник по типу своего поведения «общественник», он проявляет свою готовность работать сообща, помогать при этом товарищам, чувствовать свою полезность и значимость для других. И дежурство по классу, и выполнение общественных поручений позволяют им реализовывать эту позицию. Очевидно, можно утверждать, что побуждение младших школьников к гражданским поступкам во многом определяется тем, насколько взрослые (учителя и родители) смогут предложить детям такие виды деятельности, в которых просматривается ее общественная значимость, деятельность, в которой дети могут проявлять такие гражданские качества, как забота, ответственность, самостоятельность, инициатива. Выполнение таких видов деятельности способствует пробуждению в младшем школьнике гражданского самосознания.

Вопросы для размышления

Проанализируйте известный вам опыт начальной школы, выявите его положительные и негативные стороны в аспекте возможностей гражданского развития личности младшего школьника.

Каким, на ваш взгляд, должен быть воспитательно-образовательный процесс начальной школы в целях создания благоприятных условий гражданского развития личности? Что вы можете предложить?

Какую роль будет играть ваш предмет – история, литература, русский и иностранный языки, естествознание (природоведение), труд, физкультура и др. – в целях гражданского развития младших школьников?

Задание

Составьте социально-психологический портрет младшего школьника, в котором просматривались бы черты гражданственности.

Сформулируйте те черты и характеристики гражданственности младших школьников, которые должны (могут) характеризовать их гражданское сознание и самосознание, гражданские чувства и гражданские поступки.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ – это этап в развитии личности, который характеризуется переходом от состояния детскости к подростковой взрослости. Именно этот возраст является важнейшим в развитии гражданских черт и характеристик личности, так как в этом возрасте подросток становится наиболее чувствительным к восприятию, познанию и оценке окружающего мира и людей, он стремится понять и объяснить этот мир. У подростка появляются новые ощущения собственного «Я», он проявляет свою способность к самопознанию и самовоспитанию, он пытается самоутвердиться в проявлении своей взрослости.

Однако проявление у подростка гражданственности как одного из направлений в развитии его социальной зрелости зависит от взрослого. Именно от учителей и родителей в первую очередь зависит: каким образом подросток увидит окружающий его мир и мир взрослых людей, какие идеи и нормы этого мира станут ему близки и понятны, какие из этих идей и норм станут основой его внутренней позиции.

Вам известно, что у подростка появляется новое ощущение себя. Позиция «Я – взрослый» становится основой его внутренней позиции, которая обнаруживает себя в изменении отношений с окружающим миром и взрослыми. Гражданское развитие подростка начинается с того момента, когда в структуре его «Я» появляется (как один из его аспектов) образ «Я – гражданин». Этот образ приходит только через осознание общественной стороны жизни и своего места в этом мире. Взрослый должен помочь подростку в познании окружающего мира, но в процессе этого познания должны появиться общественно и личностно значимые мотивы, должны звучать такие категории, как гражданский долг, гражданская ответственность, гражданское достоинство и самоуважение. Осознание подростком своего места в мире взрослых также должно включать социальные и нравственные категории.

В социальной ситуации, обусловливающей гражданское развитие подростка, появилось важнейшее событие в его жизни – получение паспорта как факта признания его гражданства со стороны государства и как факта принятия гражданства личностью. В общении с подростком именно от взрослого зависит, насколько этот факт в его жизни станет формальным событием, или он сможет почувствовать свою причастность к нашей стране, ее людям, испытать гордость гражданина России.

Нам все же думается, что, несмотря на все трудности, которые испытывает страна, нам, ее гражданам, есть чем гордиться и, несмотря ни на что, проявлять чувство собственного достоинства. Эти чувства важно испытывать взрослым людям, но еще важнее эти чувства для подростков, которые только планируют свою жизнь, мечтают, выбирают свой путь в жизни. Насколько нам известно, никто (или почти никто – ни школа, ни работники УВД) такой работы не ведет, что, безусловно, не способствует благоприятному становлению личности юного гражданина.

Получение паспорта должно привести к осознанию подростком своих прав и обязанностей, своей ответственности перед законом. Подросток становится не только дееспособным, но и правоспособным, то есть за многие свои поступки (а возможно, и преступления) он несет ответственность. Этот момент в жизни подростка мог бы стать важнейшим стимулом развития его гражданского сознания и самосознания, формирования его гражданской позиции. Однако такое становится возможным, если в школьную программу включены курсы «Граждановедение» или «Основы права», если в школе (в классе) коллектив рассматривается как условие проявления общественно направленной позиции личности (позиция ответственности, заботы, долга, инициативы, самостоятельности).

Таким образом, благоприятной для подростка становится такая социальная ситуация его гражданского развития, в которой находят отражение социально и личностно значимые мотивы, создается возможность проявлять общественную направленность деятельности, выражать свою гражданскую позицию.

На общем фоне становления взрослости в жизнь подростка должны прийти понятия «Родина», «Отечество», «гражданин», «права и обязанности», «долг» и др.

Выделим основные задачи, которые должны решать педагоги в общении с подростком, если они заинтересованы в его гражданском развитии.

1-я задача – способствовать формированию гражданского видения мира. Исходя из возрастных особенностей подростка:

познание окружающего мира;

понимание смысла сложных общественно-политических явлений;

ощущение сложности и противоречивости жизненных явлений;

переживание ненависти, непримиримости к социальному злу, бесчестью, несправедливости;

проявлять волнение за судьбы «далеких» людей;

задумываться над судьбой мира;

познание сути человеческого фактора в историческом, общественно-политическом, духовном, психологическом, эстетическом аспектах жизни;

осознание роли человека как творца общественной жизни;

понимание необходимости моральной культуры в жизни человека и его отношений с другими людьми;

понимание труда как ведущего условия жизнедеятельности человека;

видение моральной стороны в явлениях и событиях окружающей жизни, взаимоотношениях между людьми и т.д.

2-я задача – пробуждение гражданских чувств. По мнению В. Сухомлинского, подросток должен пережить такие чувства:

принадлежности к великому и героическому народу великой страны;

восхищения гражданской доблестью человека;

гражданской заботы, волнения и тревоги за судьбу страны и человека;

благодарности людям, которые окружают его и помогают в его делах;

ответственности и долга при выполнении конкретных поручений;

гражданского достоинства и гордости за страну и ее народ;

радости труда и творения (напряжения усилий, делать не то, что хочется, а то, что нужно);

радости труда и его результатов для других;

переживание личного достоинства и гордости за свой труд;

отзывчивость, чуткость ко всему, что происходит вокруг, и т.д.

3-я задача – способствовать самоутверждению гражданских черт в самосознании и поведении подростка:

личное отношение к Родине;

стремление занять общественное положение в школьном коллективе;

стремление к самостоятельности;

желание проявлять активность;

привычка трудиться;

видеть себя глазами других людей;

ощущение собственной значимости в противовес ощущению собственной никчемности и бесплодности усилий;

самоуважение за результаты своего труда, личные поступки;

дорожить своей честью и достоинством;

оценивать свое поведение с позиции морали и гражданственности;

проявление во всем собственной точки зрения;

умение подчинять «личное» «общественному» (коллективному);

непосредственное участие в жизни общества и т.д.

Ведущими условиями, способствующими гражданскому развитию личности подростка, являются трудовая деятельность и коллектив. Попытайтесь самостоятельно объяснить значимость этих условий для развития и формирования конкретных черт и характеристик гражданственности в подростковом возрасте.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте