Когда речь идет о преемственности дошкольного и школьного образования, нужно непременно сказать и о том, что педагоги и психологи на практике сталкиваются с некоторыми проблемами.
Преемственность в образовании ведь обычно понимают как непрерывность образования, связь между звеньями системы образования. На переходе к каждому последующему этапу, звену образовательной системы возникают свои трудности и противоречия. При переходе от дошкольного образования к начальному школьному педагоги и психологи обычно обозначают проблему готовности к школе и адаптации детей к первому классу. Часто приходится слышать от учителей начальной школы о детях, имеющих трудности в обучении, об их слабой подготовке в детском саду. Педагоги-дошкольники, приходя на открытые просмотры уроков в начальной школе, часто жалуются на невостребованность или на повторение материала, который они дают на занятиях в детском саду. Так почему же мы не понимаем друг друга? Возможно, одна из причин кроется в различии программ дошкольного образования и начальной школы. В последнее время появляются отдельные единые программы для дошкольного и школьного образования, в которых обеспечена непрерывность и преемственность образования на этих ступенях, например «Образовательная система – Школа 2100», единство требований и стандартов таких программ может быть залогом более гладкого перехода дошкольников к обучению в школе. Возможно, этому будет способствовать также создание так называемых образовательных комплексов или образовательных кластеров «детский сад – школа». При этом очень важно сохранить паритетность отношений между этими звеньями системы образования, взаимопосещения, обмен педагогами опытом разных образовательных учреждений, чтобы понимать проблемы и трудности друг друга на каждом этапе. На мой взгляд, важно отслеживать судьбу, жизненный путь, образовательный маршрут каждого ребенка на всем протяжении от момента прихода в детский сад до окончания школы. Ребенок приходит в детский сад, мы его обследуем, выявляем его проблемы и трудности, осуществляем коррекционную и развивающую помощь, консультируем родителей, но вот он от нас уходит, и дальше – неизвестность. Особо ярко эта проблема возникает в отношении детей, имеющих особенности в развитии. В школе все начинается заново, проблемы и трудности детей уже оказывают влияние на адаптацию к школе, их успешность в обучении. Очень важно, чтобы на этом этапе помощь ребенку специалистами (педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги) оказывалась своевременно, с учетом результатов предыдущей работы, чтобы индивидуальные особенности детей на всех этапах их обучения в школе учитывали не только специалисты, ответственные за психологическое здоровье, коррекционную помощь, но и все другие педагоги, которые работают с этими детьми. Определенные проблемы возникают и у детей, не имеющих особенностей развития, на этапе перехода из дошкольного учреждения в школу. Очень часто трудности с адаптацией к школе возникают из-за смены режима, общего уклада жизни. Дошкольники знакомы со школой большей частью только «в теории», на практике это знакомство происходит нечасто, но опыт такой есть, например, посещение курсов подготовки к школе, дней открытых дверей школы, совместных занятий и уроков со школьниками дает дошкольникам хотя бы общее представление о школьной жизни. Однако есть и так называемые домашние дети, для которых привыкание к школьной жизни может протекать еще сложнее. Для таких детей в некоторых дошкольных учреждениях организуются группы «Будущий первоклассник», которые частично могут компенсировать ребенку подготовку к школе в детском саду. Поступление ребенка в школу – определенный стресс для всей семьи ребенка, ведь родители могут оказаться недостаточно готовыми к смене образа жизни. Эта проблема пока никак не решена, поскольку еще нет системы подготовки, информирования родителей в детском саду о школе. Да, теперь родители активнее участвуют в жизни детского сада, вовлечены путем активных методов в образовательный процесс, но, как правило, их заинтересованность в получении новых знаний, информации о своем ребенке снижается в процессе взросления ребенка, к завершению посещения им детского сада. Между тем как раз на этом этапе такая помощь им действительно необходима, а на этапе начальной школы необходима большая психологическая поддержка педагогов, работающих с их детьми. Если роли педагогов-специалистов в дошкольном учреждении и школе совпадают, то между учителями и воспитателями существует определенная разница, связанная с выполнением разных профессиональных обязанностей. Воспитатели осуществляют присмотр, уход, воспитание, образование малыша в дошкольном учреждении, учителя в школе решают в большей степени образовательные задачи. Такое изменение роли «авторитетного взрослого» для ребенка в образовательном учреждении также может вызвать определенный стресс и требует построения новой системы отношений между всеми участниками образовательного процесса.Кроме всего прочего, есть общепринятое педагогами и психологами разделение возрастных этапов дошкольного детства и школьного возраста, а также ведущих деятельностей для каждого возрастного этапа – игровой и учебной. В реальной жизни эти возрастные границы стерты, что связано с индивидуальным созреванием каждого ребенка. Можно часто встретить в дошкольных учреждениях занятия по пособиям, «уроки» по подготовке к школе, при этом из жизни детей вытесняется игра. И, наоборот, в школе есть дети, для которых учебная деятельность пока не стала ведущей, они много играют, не придавая значения учебному процессу. Более гладкому переходу на другой возрастной этап, на наш взгляд, в школе способствуют проведение уроков в игровой форме, организация игровых комнат при группах продленного дня, а в детском саду – проведение занятий в игровой форме, ведь игровая деятельность необходимое и обязательное условие успешного созревания, взросления, подготовки детей к школе. Современная школа предъявляет к ребенку требования не только психологической готовности, владения определенными знаниями, умениями, навыками, но и развития в нем метапредметных компетенций – умения самостоятельно мыслить, иметь свою точку зрения, развития его способностей. Этот подход уже начали реализовывать в дошкольном образовании. Проектная, исследовательская деятельность, метод проблемных ситуаций, технологии развития мыследеятельностных способностей детей активно внедряются в практику работы педагогов-дошкольников. Опыт показывает, что освоение этих технологий требует также разработки специальных игровых коммуникативных и деятельностных ситуаций, через которые дети учатся овладевать новыми знаниями, самостоятельно мыслить, находить выход из сложных нетривиальных ситуаций как в дошкольном образовании, так и на этапе начальной школы.Инна ДЁМИНА, педагог-психолог детского сада комбинированного вида №656, работающего под научным руководством МИРО
Комментарии