В 90-х годах А.Н.Тубельским была сформулирована концепция самоопределения ребенка в школе. Его идея заключалась в том, что основная роль школы состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления процесса личностного самопознания, самовыражения, самоопределения по отношению к природе, культуре, обществу, самому себе.
Годы идут, меняется школа с материально-технической стороны, меняются требования к показателям качества работы школы, меняются формы и способы передачи информации, постепенно меняется содержание образования, но все больше закрепляется идея о том, что школа (тут имеется в виду и дошкольная ступень, и начальное и среднее образование) – это система условий, способствующая реализации заложенных в ребенке возможностей (способностей, талантов, потенций). Сейчас плотно укрепились в нашем профессиональном сленге такие словосочетания, как профессиональное самоопределение, персональное образование, и, что особенно ценно, акценты на профессиональную ориентацию начинают расставляться уже и на дошкольной ступени образования. Безусловно, мы все понимаем, что первый «профессиональный» опыт дошкольники получают через игру. Традиционно это сюжетно-ролевые игры – магазин, парикмахерская, больница, однако активное развитие информационного поля, разработка и внедрение новых высокоинтеллектуальных технологий, да и стремительное развитие наших дошкольников в условиях глобальной компьютеризации не позволяют системе дошкольного образования ограничивать систему предлагаемых ею условий лишь традиционными «профессиональными играми».В школе №2103 создана сеть лабораторий коллективного доступа (3D-моделирование, робототехника, музейное дело, швейный цех) с целью расширения возможностей образовательного процесса для профессионального обучения через организацию профпроб. Сам факт наличия такой сети лабораторий говорит о том, насколько планомерно, системно и разнообразно выстроена работа по профессиональной ориентации обучающихся, но ценнейшим приобретением для образовательной системы школы №2103 является доступность данных лабораторий для всех участников образовательного процесса, начиная с самой младшей – дошкольной ступени. Тут, в условиях, максимально приближенных к реальному миру новых профессий (пусть пока «Атлас новых профессий», разработанный АСИ и Сколково, не заменил квалификационный справочник должностей, но уже является определенным ориентиром на современном рынке перспективных отраслей и профессий), таких как «проектировщик инфраструктуры «умного дома» или «оператор кросс-логистики», а может, и «проектировщик промышленной робототехники», дети получают свой первый, но удивительный опыт профессионального самоопределения. Пробуют, играют, ошибаются, но получают удовольствие от того, что это не «понарошку».Основываясь на том, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, в одном из дошкольных корпусов комплекса №2103 создана игротека. Одна из целей создания игротеки – дать детям возможность попробовать себя в любом направлении деятельности, поработать с разнообразными материалами, почувствовать себя начинающим мастером (художником, строителем, архитектором, дизайнером, проектировщиком, актером). Особенностями игротеки являются:- открытое пространство для свободной детской игры (дети приходят в игротеку не по расписанию и не для специально организованных занятий);- пространство, насыщенное материалами разных фактур, разных уровней сложности, есть предметы быта (например, губки для мытья посуды), которые также используются как материал для строительства и моделирования;- игротека создана таким образом, чтобы, играя, каждый ребенок мог найти себе место не только по его интересу или сиюминутной задумке, но и по его внутреннему состоянию, психологическому настрою (например, в удаленной зоне игротеки есть подиум с балдахином, где дети могут создать для себя более камерную и уютную зону, или «ванна» с кварцевым песком для релаксирующего эффекта).Создавая систему условий для профессионального самоопределения «уровень дошкольник», мы включили наших воспитанников и в школьный этап московского конкурса проектных и исследовательских работ. Особенность подготовки проектов дошкольников для стендовой защитной сессии заключалась в том, что идеи проектов и исследований инициировались дошколятами. От идеи устной к первым инженерным пробам на бумаге, а затем и к реализации проектов в реальные действующие модели – такой путь был проделан детьми и командами педагогов и родителей. Мы ушли от схемы «домашнее задание на ночь» для мамы и папы, так как ценна была не выставочная часть, а именно алгоритм проектирования с определением цели, выявлением актуальности и нужности проекта, сложностью перетащить детскую фантазию на бумагу и материализовать проект, непосредственно сам процесс создания модели, макета, стенда и защита. Проекты и исследования были представлены в разных направлениях: научно-технологическое, инженерное, медицинское, гуманитарное. Среди инженерных проектов были: «Откуда лифт знает, на каком этаже ему остановиться?», «Инженеры Вселенной» (создание модели Солнечной системы), «Конструкторское бюро». Медицинское направление было представлено исследованием ребенка «Микробы вокруг нас» (удачно совпали вечная проблема грязных рук, интерес детей к гаджетам (как выяснил ребенок в ходе исследования, самым грязным предметом является мобильный телефон) и то, что мама мальчика работает в лаборатории, где ребенок мог исследовать через микроскоп и на реактивах микробов). Однако продолжением данного исследования является то, что интерес к микробиологии возник и у других детей, и теперь посещение Экспериментаниума (одна из лабораторий нашего комплекса) и работа в нем инициированы самими детьми, соответственно созданы качественные мотивационные условия для успешной реализации управленческих решений.Работа в комплексе по созданию условий для профессионального самоопределения, пробы себя, опыта перехода за границы собственных возможностей и знаний на разных уровнях образования продолжается и только набирает все большие обороты. Дарья ДУРНАВО, заместитель директора школы №2103
Комментарии