Проектная деятельность в школе – это неотъемлемая часть образовательного процесса в современном мире. Она носит познавательный, учебный, исследовательский и творческий характер. Именно в проектной деятельности ученик имеет возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал, выйдя за рамки школьной программы. Работа над проектом расширяет кругозор обучающегося, формирует практические навыки, которые применимы не только в образовании и науке, но и в обычной жизни.
Не секрет, что каждый ребенок – носитель множества ярких, живых идей и замыслов, которые зачастую рождаются благодаря собственным талантам, наблюдениям. К сожалению, многие из ребят так и остаются не услышанными из-за отсутствия опыта в оформлении своей идеи, опыта обработки материала, ведения наблюдений. Далеко не все верят, что их идея значима, что может получиться какой-то продукт, который будет интересен кому-либо. Ребята не всегда понимают, как оформить свою идею, как преподнести ее…
В нашей школе ученики начинают создавать свои первые проекты под чутким взором воспитателей-наставников уже в дошкольном возрасте. Постепенно совершенствуют свои навыки и представляют все более актуальные и практически значимые проекты на всех уровнях образования. Пока наши старшеклассники в тандеме с опытными преподавателями готовятся к XIV Открытой московской конференции проектно-исследовательских работ «Россия – мое Отечество» (позднее они станут победителями на этой конференции), наши малыши разрабатывают проекты «Не прервется связь поколений» (они будут достойно отстаивать честь школы на городских площадках).
Секрет успеха современной проектной деятельности, как нам кажется, в том, чтобы слышать голос каждого ребенка и помогать реализовать идеи ребят путем специализации по профилям. Каждый ученик получает своего наставника, который помогает в оформлении идеи, вместе с учеником работает над тем, чтобы будущий проект имел практико-ориентированную значимость для современного общества.
Для нас проектная деятельность – это не просто сухие факты, отраженные на слайдах, и сбор статистической информации. Это использование современной техники и оборудования, которые получаем благодаря взаимодействию с нашими сетевыми партнерами – столичными вузами и колледжами. Это также работа в инженерной и робототехнической лабораториях нашей школы. Цель наших проектов – воплощение их продукта в реальную жизнь, придание им практической значимости в повседневной жизни.
В течение трех последних лет наши ученики становятся бесспорными лидерами конкурса «3D Бум» в рамках городского проекта «Школа новых технологий». Наши ученики занимают второй год подряд первое место в номинации «Беспилотные летательные аппараты». Ребята детально проработали проект и создали киберптицу, способную махать крыльями и подниматься в воздух. С помощью этой птицы мы можем наблюдать за дикими животными с высоты птичьего полета, а бесшумность и сходство с реальной птицей нашего беспилотника не пугает зверей и не нанесет вреда атмосфере в отличие от обычного квадрокоптера.
Есть среди наших учеников призеры и победители в научно-практической конференции «Наука для жизни», «Инженеры будущего», «Старт в медицину». Были представлены работы в номинациях по филологии, химии в фармации и медицине, биотехнологии и молекулярная биология, информационная безопасность, робототехника, прикладная физика; представлены работы по направлению «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности». Пространство успеха для наших детей открыто во многих направлениях, главное – найти способ реализации идеи, изучить проблему и сконструировать свою модель проекта.
Исследовательская и проектная работа ведется не только в инженерном направлении. Наша ученица стала победителем на открытой Московской конференции (МГК) по направлению филология. Ее работа «Трудности перевода русской классической поэзии на иностранные языки…» является свидетельством того, что язык и культура неразрывно связаны и поэтому любой иностранный язык не может изучаться отдельно от культуры. Проектная деятельность в стенах нашей школы №1550 – это возможность развить свои навыки в исследовательской и познавательной деятельности и подготовиться к университетскому формату обучения. В такой работе, помимо проектной составляющей, дети учатся оформлять свои работы по ГОСТам, соответствующим требованиям вузов, учатся выступать перед аудиторией, отвечать на каверзные вопросы, погружаться в тему с головой, а главное – доступно и грамотно выражать свою точку зрения и отстаивать ее с помощью фактов. Это и есть один из базовых и важнейших навыков, который пригодится не только в стенах образовательных учреждений, но и в повседневной жизни!
Ирина НАЗАРБЕГОВА, заместитель директора школы №1550
Комментарии