Моя задача – выяснить, насколько учебник “Физика-7” Перышкина А.В. и Родиной Н.А. близок к совершенству.
Учебники Перышкина и Родиной прошли испытание временем. По ним учились разные поколения. “Физика-7” открывает окно в новый, неизведанный мир.
Физика в 7 и 8-м классах является по сути введением в науку, дает общее представление о предмете, о физических телах и физических явлениях.
I глава, “Введение”, учебника “Физика-7” включает ответы на такие вопросы, как:
1. Что изучает физика?
2. Что является источником физических знаний?
3. Что такое термины? Физические величины?
4. Почему физика является основой техники?
В ╖5 главы “Введение” речь идет о величайших достижениях советской науки и техники, но почему-то многолетней давности… А как же пульс времени? Где захватывающие дух и поражающие воображение иллюстрации, разжигающие интерес к новому школьному предмету?
Очень приятно отметить, что задания I главы методично учат работать с учебником, проверять понимание материала по вопросам после каждого параграфа, приучают ребят вести наблюдения, ставить опыты и давать объяснения наблюдаемым явлениям.
В ╖4 главы “Введение” дети знакомятся с простейшими измерительными приборами (рулетка, мензурка, секундомер, термометр), учатся определять цену деления и снимать показания с этих приборов. Но как сделать записи? Вот в чем вопрос.
Упражнение 1 (Упр. 1) вскрывает первые трудности: дети не могут записать цену деления и показания термометра, они еще не знают, что такое температура, как она обозначается и в каких единицах измеряется.
В ╖ 4 или в Упр. 1 хорошо бы дать хотя бы словесную формулу вида:
ц.д. = разность между двумя ближайшими отсчетами/число делений между ними
t0 =(ближ. отсчет ниже уровня жидкости) + (число делений до уровня жидкости) х ц.д.
[0С] То, что температура обозначается t0 и измеряется в градусах Цельсия [0С] имеет смысл уже упомянуть в ╖4.
Во II главе “Первоначальные сведения о строении вещества” говорится о том, что вещества состоят из отдельных частиц (атомов или молекул), которые непрерывно и беспорядочно движутся и взаимодействуют друг с другом, изучается диффузия в газах, жидкостях и твердых телах, протекающая быстрее при более высокой температуре (и вводится наконец понятие “температура”). В конце II главы рассматриваются три агрегатных состояния вещества и различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел.
Это, наверное, логично сначала наблюдать такие явления, как расширение тел при нагревании и их сжатие при охлаждении, диффузия, броуновское движение, а затем дать им объяснение на основе молекулярного строения тел.
Но реально при объяснении многих наблюдаемых явлений молекулярное строение тел постоянно упоминается при ответах на такие вопросы, как, например:
Почему в газах диффузия протекает быстрее, чем в жидкостях?
Почему в твердых телах диффузия протекает очень медленно?..
Так, может быть, агрегатные состояния и различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел объяснить сразу после параграфов “Строение вещества”, “Молекулы”, а затем уже рассмотреть диффузию, броуновское движение как опытные доказательства предложенных моделей?
Особое внимание хочется уделить Упр. 2 к ╖7 – “Молекулы”. В Упр. 2 (N 1) спрашивают: Почему при некоторой толщине пленки масло перестает растекаться по поверхности воды? Но взаимодействие молекул рассматривается только в 10-м параграфе.
В Упр. 2 (N 2, N 3) даются очень малые и очень большие числа, записанные в виде степеней с отрицательным или положительным показателями. Дети в начале 7-го класса еще не могут оперировать со степенями!
Задание 3 к ╖7 безболезненно можно исключить: модели двух молекул воды ребята могут сделать из пластилина на уроке природоведения в начальной школе.
На что еще хотелось бы обратить внимание?
Происхождение терминов лучше давать так, как это делается в словарях иностранных слов:
молекула [< лат. moles – масса, с уменьшительным суффиксом – сula]
диффузия [< лат. diffusio – распространение, растекание] и желательно с транскрипцией. Это будет полезно и для физики, и для изучения иностранного языка ("точность – вежливость королей").
Тщательный и подробный анализ всего материала учебника провести невозможно, поэтому, забегая вперед, хочу остановиться еще на Задании 11.1 к ╖34 – “Способы уменьшения и увеличения давления”.
Задание 11.1 следует немного изменить, т.к., на мой взгляд, негигиенично мерить давление, производимое ботинками. Предлагаемый вариант:
1. Возьмите предмет, масса которого вам известна (например, пачку печенья). Поставьте пачку печенья, имеющую форму параллелепипеда, на лист клетчатой бумаги наименьшей гранью, обведите ее контур, затем наибольшей гранью и обведите ее контур. Рассчитайте площадь граней (Saв = a . в).
Зная массу пачки печенья (см. обертку) и площадь ее граней, вычислите производимое на стол давление в каждом случае.
…Я взяла на себя труд сделать несколько замечаний только потому, что считаю, что учебник “Физика-7” Перышкина А.В. и Родиной Н.А. – очень хороший. Это настоящий Учебник, а не учебное пособие, каких сейчас великое множество. Мне очень нравятся структура, содержание и оформление учебника.
Каждая глава учебника начинается с новой страницы. Информация внутри глав расположена разумно, рационально.
Существенно для восприятия и запоминания новых понятий и формул их выделение цветом (синим или черным) и разнообразными шрифтами (жирный, курсив, разрядка).
Почти после каждого параграфа – вопросы, задания и упражнения.
Кстати, об упражнениях и заданиях…
Когда я училась в 6-м классе, моя любимая учительница по физике дала мне занимательную книгу по своему предмету (авторов не помню). Книга была старая, с пожелтевшими страницами. Я с удовольствием ее прочитала и даже кое-что выписала. Это было поэтическое задание, которое спустя много лет я нашла и начала использовать на уроках физики.
Хочу предложить это задание-тест вашему вниманию:
1. В свойство “легкость тел” не веря,
Кто вес воздуха измерил?
2. “Природа пустоты боится” –
какой ученый некогда сказал?
3. А кто решился в этом усомниться
И пустоту на опыте создал?
4. Кто современникам на удивленье
Измерил атмосферное давленье?
5. Сумел кто вскоре догадаться,
Что, если на гору подняться,
Давленье будет уменьшаться?
6. Кто первый сделал в самом деле
Известный опыт Торричелли?
7. Чей опыт изумил людей,
Потребовав 16 лошадей?
8. Когда и где он сделан был
И в чем людей он убедил?
Думаю, что учебник “Физика-7” подобные задания могли бы только украсить.
Татьяна ПЕТРОВА,
учитель физики
Смоленская область
Комментарии