В 1004-й московской школе «обосновались» участники предметной номинации «Искусство и культура», пожалуй, самой романтичной на конкурсе. Однако столичные ученики, побывав на их уроках, осознали, что культура – это не только музыка, живопись и танец, но и тяжелые кирпичи, в буквальном смысле слова.
Сначала ошеломить, потом учить. Таков педагогический принцип преподавателя технологии Русской классической гимназии №2 г.Томска Алексея СИМУТКИНА. Чтобы у ребят появился интерес к предмету, их нужно чем-то поразить, озадачить. С этой целью Алексей Алексеевич даже разработал серию «ошеломляющих» уроков, первый из которых и показал на конкурсе.
Постигая азы аппликации соломкой, пятиклашки под его руководством… «оживляли» бабочек. Открыв лежащие на партах конверты, ребята увидели свои будущие работы, уже сделанные учителем на три четверти. Им осталось только приклеить недостающую деталь. Раз – и сухая, мертвая трава стала красивой бабочкой. Алексей Симуткин оставил юным москвичам рекомендации: если захотят, тоже могут освоить эту технику и самостоятельно составлять небольшие композиции.
Елена ЖИРКОВА, учитель 5-й школы г.Спасска-Дальнего Приморского края, чрезвычайно заинтриговала жюри, объединив на своем уроке графику и черчение, относящиеся к разным предметным областям. Восьмиклассники учились строить правильные геометрические фигуры, не пользуясь измерительными приборами.
Елена Витальевна открывала ребятам маленькие профессиональные секреты – как на глаз поделить отрезок и угол на три равные части, как «положить» на плоскость построенные квадраты и треугольники, а потом придать им объем, опять же без помощи линейки и транспортира.
Учитель физкультуры 4-й школы г. Южноуральска Челябинской области Олег ЗАЦЕПИЛИН старается разнообразить учебную программу, включая в нее нетрадиционные виды спорта. Московских шестиклассников он за 20 минут научил играть в русскую лапту.
Вначале ребята отрабатывали технику броска с помощью теннисных мячей. Сперва «обстреляли» ими стену, а затем и самого учителя, который бегал по залу, отражая удары деревянным щитом.
– Я эту игру называю «Бегающий кабан», – пояснил Олег Викторович. – Кто кабан, вы, наверное, догадались.
Еще несколько минут мальчишки и девчонки учились обращаться с битой, пытаясь попасть ею по мячу. И в конце урока сыграли в лапту, вызвав аплодисменты зрителей.
Учитель изобразительного искусства средней школы п.Краснооктябрьский Куменского района Кировской области Татьяна ШАРОВА решила познакомить третьеклассников с дымковской игрушкой. Посмотрев видеофильм об истории промысла, зародившегося на вятской земле, ребята усвоили элементы дымковской росписи и без труда вычислили «инородного» филимоновского петушка среди игрушек, привезенных Татьяной Витальевной. А под конец и сами почувствовали себя народными умельцами, с помощью кисти и красок превратив белые бумажные заготовки в нарядных лошадок и барынь.
На уроке изодизайна Ольги БОБРИКОВОЙ, педагога 14-й школы г.Перми, десятиклассники попробовали себя в роли стилистов.
Что такое стиль? Ребята выяснили это, подбирая вазу к букету желтых роз. Одна не подходила по цвету, другая – по форме, третья – по размеру. Так, в поисках оптимального варианта школьники назвали все составляющие стиля.
После такой разминки ребята без труда справились с более сложным заданием. Надев на трех учеников различные головные уборы – бейсболку, военную фуражку и летнюю шляпку, Ольга Павловна предложила одноклассникам дополнить их образ, выбрав подходящие солнцезащитные очки. Примерка, сопровождаемая дружным смехом, и перед нами – спортсмен, военный и романтичная барышня.
Не то что человеку, даже словам и буквам можно придать свой неповторимый стиль. Главное – правильно выбрать шрифт. На доске – название романа Сервантеса, написанное тремя разными шрифтами. Какой из них больше подходит настоящему Дон Кихоту? Конечно, такой же «безрассудный» и «отважный», как сам рыцарь. Пользуясь образцами шрифтов, привезенных Ольгой Павловной, ученики экспериментировали со словами «сентябрь», «идут экзамены», «красота», «ералаш».
А напоследок получили домашнее задание – создать своеобразные автопортреты, написав различными шрифтами свои имена.
– Сегодня вы не просто школьники, вы – каменщики-штукатуры, – с такими словами обратился к десятиклассникам в начале урока физкультуры Валерий ГРИШИН, преподаватель профессионального училища №8 г.Иваново. На своем занятии он показал, как можно сочетать общую физическую подготовку с элементами профессионально-прикладной. Юноши развивали именно те группы мышц, на которые в работе каменщиков приходится самая большая нагрузка. Тренировали руки с помощью эспандеров, выполняли упражнения на ловкость, подбрасывая и ловя деревянные кубики, а вместо гантелей поднимали… кирпичи.
Кульминация урока – эстафета. Итогом соревнования двух команд стали две кирпичные кладки на середине спортзала и технические карты, вывешенные на противоположной стене.
Училище, где работает Валерий Владимирович, кроме каменщиков и штукатуров, готовит автомехаников, столяров, обойщиков мебели, маляров и других специалистов. И для всех рабочих профессий он создает подобный комплекс упражнений.
Сергей ПОГРЕБНЯК из лицея
г. Бор Нижегородской области совершил невероятное – за двадцать минут он научил танцевать четвероклашек, которые впервые были на уроке ритмики. Вот что значит профессиональный хореограф!
На разминке мальчишки и девчонки учились дружно выполнять под музыку самые простые шаги и повороты. Затем, вспомнив, как мама по субботам стирает белье, выучили шуточный танец «Стиральная машина». А под «занавес», повторяя движения за учителем, станцевали прибалтийскую «Вару-вару».
Комментарии