Одной из ярких достопримечательностей Черноморского побережья Краснодарского края, несомненно, является автомобильная магистраль. Узкой лентой извивается шоссе по побережью, то поднимаясь высоко в горы, преодолевая перевалы, то спускаясь вниз, в глубокие ущелья, то ровно пролегая по обширной долине. На сотни километров протянулась эта дорога, соединяя города и населенные пункты Кубани.
После окончания Кавказской войны в 1864 году Черноморское побережье не только формально, но фактически вошло в состав Российской империи. Лучшие участки земли на побережье были пожалованы членам царской фамилии и приближенным к ним лицам. Уже в 1864 году на участке между Новороссийском и Туапсе было поселено 800 отставных солдат и матросов с семьями с целью организовать здесь 25 станиц. Этим людям предоставлялись значительные льготы: они обеспечивались средствами для обзаведения хозяйством (по пятидесяти рублей на семью), освобождались от всех видов налогов и податей, их дети освобождались от призыва на действительную военную службу, им выдавались семена для посева. Через два года на побережье была направлена правительственная комиссия для обследования быта переселенцев. Комиссия пришла к заключению, что местные крестьяне не способны освоить культуру земледелия на Кавказе. После такого заключения группа агрономов была направлена с заданием вербовать переселенцев для Черноморского побережья Кавказа среди армян, греков, грузин, которым предоставлялись огромные льготы. Они привезли с собой новую культуру земледелия – террасную. Взращивали кукурузу, табак, культурные сорта винограда, закладывали сады. В 1891 году Россию поразило страшное стихийное бедствие – засуха, охватившая многие хлебопроизводящие губернии. Тысячи крестьян умирали от голода. Сотни тысяч голодающих крестьян устремились на окраины Российской империи в поисках работы и хлеба. Правительством были разработаны экстренные меры и профинансированы экономически значимые проекты с целью создания рабочих мест для голодающих. Было начато строительство великого Транссибирского железнодорожного пути, а на побережье Черного моря было решено проложить Новороссийско-Сухумское шоссе. Девяносто тысяч голодающих крестьян принимали участие в строительстве шоссе вдоль берега моря. Не случайно официальное название «Новороссийско-Сухумское шоссе» было тогда заменено у народа скорбным названием «Голодное шоссе». Дорога была закончена в 1895 году, но мосты сделаны только к 1900 году. С этого времени шоссе и было сдано в эксплуатацию. Строительство шоссейной дороги буквально вдохнуло жизнь в побережье.Геннадий ПИСОЦКИЙ, преподаватель кубановедения Сочинского торгово-технологического техникума, Краснодарский край
Комментарии