Лето началось для территориальных профсоюзных комитетов не только с организации отдыха детей и оздоровления педагогов, но и с обсуждения самой жгучей проблемы: разработки стратегии по защите безопасности участников образовательного процесса. Казалось бы, какая опасность может угрожать детям и педагогам в школе, вузе, детском саду?
Образовательное пространство – это же по определению самая безопасная территория в мире. Узнав о теме семинара-совещания технических инспекторов труда Профсоюза работников народного образования и науки в Омске, один из доцентов Новосибирской медицинской академии искренне удивился: «Как это в школе могут гибнуть дети и учителя?! Где им гибнуть? При изучении таблицы умножения?».
Да, и при изучении таблицы, если начался пожар, а сотрудники не обучены действовать в чрезвычайных ситуациях. И на прогулке, когда на ребенка падают железные ворота школы или горка на игровой площадке. Первоклашка тонет в школьном бассейне, учитель труда погибает в мастерской, преподаватель вуза убит на студенческой практике при попытке избавить студенток от назойливых поклонников…
Ежегодно в общеобразовательных учреждениях гибнут около 100 учащихся и почти столько же работников образования. Десятки тысяч получают тяжелые травмы. И это несмотря на то, что в последние годы в разных ведомствах возникают все новые структуры, которым вменяется контроль за организацией труда и созданием безопасных условий работы и учебы. Эти множественные структуры в период кризиса профсоюзного движения вытеснили из жизни институт технических инспекторов профсоюза, стоявших десятилетиями на страже здоровья учителя, профессора, школьного повара, каждого учащегося. Институт технических инспекторов в обкомах профсоюза растаял в начале 90-х. Но теперь, узаконенный Трудовым кодексом, он начал возрождаться и учиться работать в новых условиях. Семинар-совещание в Омске, прошедший в разгар лета, стал и прекрасной школой организации социального партнерства ради безопасности в образовании, и вооружил технических инспекторов новыми методиками.
Два года назад профсоюз собрал для обучения в Тамбове 14 территориальных комитетов, возродивших институт технических инспекторов. Дело шло нелегко: кое-кто из новых председателей, убежденных, что охраной труда успешно занимаются Минтруд и Фонд социального страхования, не видел необходимости введения или восстановления в обкоме технического инспектора. «Чем он будет заниматься? Чем я его нагружу?» – недоуменно спрашивали такие «защитники» права учителя на здоровые и безопасные условия труда. Но за это время все-таки число инспекторов в обкомах и рескомах профсоюза удвоилось. В Омск уже десятки территориальных комитетов прислали на учебу своих технических инспекторов и председателей – от Петрозаводска до Владивостока, от Ростова до Якутска. Представителей теркомов, ЦК отраслевого профсоюза, ФНПР, Министерства образования, Гострудинспекции, Фонда социального страхования объединило убеждение, что новый учебный год надо общими усилиями сделать Годом Охраны Здоровья и Труда в образовании.
Как свидетельствует главный технический инспектор труда ЦК профсоюза Сергей Кулешов, в минувшее десятилетие ситуация осложнилась. Модернизация образования, считает Сергей Митрофанович, должна была начаться с изменения условий учебы и труда в школах и вузах, создания в них безопасного образовательного пространства, а затем уже надо было приступать к компьютеризации, ЕГЭ, профилизации и прочим нужным, но не всегда безопасным для здоровья детей и преподавателей экспериментам.
– Тревожное состояние безопасности в образовании волнует общественность лишь в случае массовой гибели детей. К остальному привыкли. А положение ухудшается. Причины на поверхности: отсутствие специалистов и финансирования, падение технологической дисциплины, старение зданий и оборудования, формальная аттестация рабочих мест и неэффективная, а кое-где и просто фиктивная, ограничивающаяся бумагами, охрана безопасности, – сказал в беседе с инспекторами заместитель председателя профсоюза Владимир Серафимович Павлихин, приглашая всех поучиться организации дела у омского обкома. – Омск – тот регион, которому есть что показать в плане охраны труда.
Только по данным Министерства образования (а не все вузы представляют ему отчеты), в университетах и институтах в 2001 году погибли 64 человека, в 2002-м не стало еще 75 сотрудников. Несчастные случаи с учащимися исчисляются десятками тысяч. К сожалению, несмотря на автономность службы социального страхования, несмотря на новый Трудовой кодекс, обеспечивающий незаинтересованность работодателей и руководителей в сокрытии несчастных случаев, статистика искажается за счет умолчания даже самих пострадавших: учителя труда, например, не всегда обращаются за компенсацией, считая себя виновными. И тут элементарная правовая неграмотность: возмещение вреда от травмы на производстве Трудовой кодекс гарантирует даже «виноватому» работнику. Все эти тонкости знает технический инспектор, который озабочен распространением знаний среди членов профсоюза: грамотность – лучшая защита. Издание учебной и методической литературы, позволяющей воспользоваться новыми документами и подходами, разнообразные формы обучения и консультирования в Омске поставлены блестяще. Такая атмосфера способствует эффективному социальному партнерству: агитировать никого не надо.
Очень интересным опытом делились Ростовский, Вологодский обкомы профсоюза, Марийский республиканский комитет, где неформально, при поддержке властных структур, организовали аттестацию рабочих мест даже в сельских школах, что весьма проблематично для большинства территорий из-за отсутствия финансирования, дорогостоящей аппаратуры и специальных лабораторий.
Целый день был посвящен проблеме аттестации рабочих мест, без которой работник остается незащищенным, а безопасность жизнедеятельности не гарантируется.
Значительное время на семинаре было отведено изучению новых документов и правил оформления несчастных случаев на производстве, что требует и грамотности, и оперативности, и преданности людям, чьи интересы защищает профсоюз.
Жизнь, разумеется, нельзя ограничить рамками инструкций, нельзя всего предусмотреть законом. Поэтому немаловажно то обстоятельство, что хозяева прекрасно организовали свободное время: в дружеской обстановке бывалые инспекторы делились с новичками тайнами своего исскуства.
В режиме открытого продуктивного диалога работали с аудиторией все: и Главный государственный эксперт по условиям труда Омской области Ю.В. Баранов, и Главный государственный инспектор по охране труда В.П. Плющаков, и начальник отдела страхования от несчастных случаев и профзаболеваний регионального отделения Фонда соцстраха Л.А. Криворучкин. Как безопасность обеспечивается с участием профкомов в различных коллективах – лицее, УПК, коррекционной школе, детском саду – участники семинара изучали, что называется, «с выездом на места». И тут вопросов не сосчитать: кто финансирует учебу, как поощряются уполномоченные и комиссии по охране труда, как проводится аттестация рабочих мест, как обеспечивается безопасность передвижения для инвалидов и так далее. Инспекторы могли увидеть, как в Омске работают Трудовой кодекс и новые нормативы.
Сергей Кулешов неустанно повторял, что у омичей стоит поучиться организации социального партнерства и учебы (здесь, в техническом университете, единственная за Уралом кафедра, которая выпускает специалистов по безопасности технологических процессов).
– Карающих органов много, а организаторов и защитников мало,- повторял Кулешов. – Не с контроля надо начинать, а с организации сотрудничества, с создания сети уполномоченных и их обучения, с подписания трехсторонних соглашений и разработки областной программы по охране труда в образовании.
Возрождающийся институт технических инспекторов и уполномоченных по охране труда за минувший год предъявил работодателям десятки тысяч обоснованных предписаний по устранению нарушений правил безопасности. Сотни дел были переданы в прокуратуру.
Технический инспектор Томского обкома профсоюза Н.А. Чулков обнаружил в двух школах емкости, в которых хранились старые запасы ртути. Московский инспектор Ф.Е. Попков как настоящий детектив «накрыл» в подвале одной из школ вредное производство поддельной «Гжели». Волгоградский инспектор В.Г. Лагутин успешно защитил права педагогов, травмы которых директора школ никак не хотели связывать с производством: например, уговаривали учительницу, пострадавшую по дороге в школу, считать свою травму бытовой и не претендовать на возмещение ущерба.
Участники семинара побывали на выставке рабочей одежды и защитных средств, которые сегодня коллектив может приобретать за счет денег, возвращаемых соцстрахом. На выставке литературы по охране труда познакомились с новыми документами и комментариями к законам и нормативным актам. Этой работой много лет руководит неукротимый, компетентный и точный председатель Омского обкома профсоюза Александр Емельянович Шрам. Учились опыту ростовчан с их социальными паспортами и разноуровневой системой защиты безопасности труда. Учились у Вологодского обкома, у профсоюзов Башкирии, Татарстана и Марий Эл. У первичек Омской области, объявивших 2003-й Годом безопасности образовательного пространства и предлагающих сделать то же самое на федеральном уровне.
Почти все технические инспекторы отмечали медлительность Министерства образования в подготовке нормативной базы по охране труда (до сих пор согласовываются положения о кабинетах повышенной безопасности, о расследовании несчастных случаев среди детей и другие), нет единого толкования понятий и правил у Минтруда, Минюста, Минфина и Министерства здравоохранения, что делает и аттестацию рабочих мест, и охрану труда неэффективными.
Участники семинара предложили ряд изменений в статьи Трудового кодекса по охране труда, а также внесли свои предложения по Отраслевому тарифному соглашению, которое должно быть подписано Министерством образования и ЦК профсоюза, чтобы сделать заботу о безопасной жизнедеятельности в образовании первостепенной, а нормативное обеспечение – опережающим…
Трудовой кодекс наделяет профсоюзы новыми правами и обязанностями по защите жизни и здоровья и детей, и работников образования. Профсоюзу надо научиться эти права использовать и отстаивать. Литературой и дисками всех технических инспекторов снабдили – дело за тиражированием новых знаний и опыта.
Как велика наша безграмотность и формализм в охране труда, можно судить по таким случаям: преподаватель ОБЖ сам ринулся купаться в незнакомом месте, увлек за собой детей, двое из которых утонули, а другая учительница, увидев в лагере, что подросток тонет, бросилась на землю, забилась в истерике и даже не организовала спасения, хотя лодка находилась рядом. Может профсоюз влиять на такие ситуации? Участники семинара считают, что может хотя бы тем, что превратит инструктаж и обучение охране труда из формальных мероприятий в важнейшее условие аттестации и профессиональной пригодности. Профессионал – это человек, знающий и умеющий применять свои знания. Иначе он бесполезен и даже опасен в образовании. Такую позицию и занимают участники семинара: не может быть компромиссов, когда речь идет о жизни и здоровье людей, о безопасности образования. Это направление профсоюзы намерены сделать главным в своей работе, чтобы добиваться перемен на государственном уровне.
Комментарии