До 2005 года уровень информатизации системы столичного профессионального образования можно было оценить как низкий, к тому же он совершенно не соответствовал современным требованиям. Отдельные закупки вычислительной техники происходили в ограниченном объеме, зачастую за счет внебюджетных средств самих колледжей. Сегодня ситуация меняется. Например, 77% московских колледжей подключены в интернету. О том, что же происходит в системе московского профессионального образования, рассказывает руководитель Информационно-аналитического центра Департамента образования Владимир ЯБЛОНСКИЙ.
Досье «УГ»Стратегические направления информатизации системы профессионального образования создание информационной структуры: оснащение компьютерной техникой, телекоммуникации, устройство локальных вычислительных сетей; применение информационно-коммуникационных технологий в управлении системы профобразования; применение современных ИКТ в образовательном процессе и профессиональной подготовке.Направления дополнительной курсовой подготовки на базе городского ресурсного центра настройка и техническая поддержка компьютеров; работа в офисных приложениях; монтаж структурированных кабельных систем; работа с базами данных; программирование; управление проектами.
В системе среднего образования весьма серьезно разворачиваются работы по созданию Школы информатизации. Это вполне объяснимо, так как применение информационных технологий существенным образом повышает качество обучения. Но в системе профессионального образования применение информационных технологий еще более важно, так как выпускник колледжа на реальном производстве часто имеет дело с техникой, использующей информационные технологии. Как правило, такая современная техника требует специалиста, не только хорошо ориентирующегося в том, что это за техника, но и владеющего навыками работы на такой технике, на таком оборудовании. Следовательно, система среднего профессионального образования должна в полной мере отвечать на запросы работодателей и учащихся. Для этого нужно кардинально изменить материально-техническую базу колледжей, выдерживая курс на широкую информатизацию учебного процесса.
Одним из важных стратегических направлений информатизации, которое реализуется как задача, поставленная Департаментом образования, стал проект «Электронное профессиональное образование». В рамках городской целевой программы «Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования Москвы на 2005-2007 годы» в 2006 году были поставлены 637 мультимедийных компьютеров. (А всего в колледжах более 400 компьютерных классов и более 8300 компьютеров, которые используются в учебном процессе.) При этом речь идет не о стандартных компьютерных классах, а о мощных специализированных комплектах, приспособленных под конкретные учебные цели. За счет поставок профессионального высокотехнологичного оборудования создана инфраструктура ресурсных центров профессионального образования. В 2005 году было создано шесть, в 2006 году – 5 ресурсных центров. Сегодня в рамках проекта «Электронное профессиональное образование» на базе политехнического колледжа №19 создается головной ресурсный центр – мощная, хорошо оснащенная технологическая площадка. В его функции входит информационная деятельность, обучение и повышение квалификации, профессиональная подготовка и профориентация, создание ученических рабочих мест, дополнительное профессиональное образование. Более чем в 35 колледжах из 91 в этом году будут смонтированы локальные вычислительные сети.
Занимаясь компьютеризацией колледжей, нельзя было не учитывать, каковы запросы работодателей, поскольку каждая отрасль предъявляет свои требования к профессиональной подготовке выпускников колледжей. Поэтому в прошлом учебном году мы изучили потребности колледжей в специализированном оборудовании с применением информационных технологий по нескольким приоритетным направлениям развития экономики столицы, таким как компьютерные технологии, телекоммуникации, строительство, машиностроение.
Не секрет, что основной проблемой в деятельности колледжа часто становится устаревшее оборудование. На таком оборудовании не выучить современного рабочего, имеющего высокий разряд, но денег на приобретение нового оборудования, к сожалению, нет. Его могли бы поставить работодатели, но система шефской помощи давно рухнула, а нынешние работодатели не спешат вкладывать средства в создание материальной базы, которая бы обеспечила нужный уровень подготовки специалистов. Тупиковую ситуацию можно ликвидировать только неординарными решениями. Таким решением стало приобретение проэмуляторов, которые позволяют даже на старых станках работать как на станках с ЧПУ. Проэмулятор (компьютерные имитаторы станков) – устройство для управления процессом обработки деталей с помощью компьютера на стандартных универсальных станках, позволяющее достигать точности обработки до микрона. Сегодня проэмуляторы поставлены в восемь колледжей, занимающихся подготовкой специалистов по металлообработке. Кроме того, во многих колледжах были установлены комплекты учебно-лабораторного оборудования, в которых применяются информационно-коммуникационные технологии. Это лаборатории современных телекоммуникационных технологий, лаборатории современных компьютерных технологий, лабораторно-станочное оборудование, в том числе с ЧПУ.
В системе среднего образования во многих округах и в Департаменте образования уже практически отработана система управления образованием. Это позволяет во многом отказываться от бумажного документооборота, создает возможности для быстрого распространения нужной информации и так далее. Система профессионального образования до недавнего времени существенно отставала от школьной. Но сегодня в рамках программы «Электронная Москва» решается задача информатизации Управления профессионального образования, включающая в себя, в частности, развитие информационного портала для системы профессионального образования, создание многоуровневой информационной автоматизированной системы для решения задач статистического и аналитического характера. Автоматизированная информационная система (АИС) «Профобразование», которая в настоящее время уже используется Управлением науки и профессионального образования, аккумулирует информацию по кадровому составу, контингенту обучающихся, материально-техническому состоянию образовательных учреждений, статистике и аналитике. Сейчас идет интегрирование этой системы с общегородскими информационными ресурсами. Можно сказать, что в рамках опытной эксплуатации системы, в частности, решена задача комплектования образовательных учреждений. Администрация колледжей в режиме он-лайн реализует функции контроля приема контингента, в результате чего в управлении постоянно имеется оперативная информация о состоянии комплектования. Совместно со специалистами городского психолого-педагогического университета идет отработка автоматизированной системы управления «Вуз».
С 2005 года Информационно-аналитический центр Департамента образования проводит работы по внедрению дистанционного обучения в четырех колледжах – №№27, 31, 39, 58. Совместно с директорами колледжей проведена большая серьезная работа, решены задачи выбора платформы дистанционного обучения для реализации проекта, установки и адаптации платформы для нужд колледжей. Колледжи – участники проекта были доукомплектованы серверным оборудованием и новыми рабочими станциями, произведены настройка локальных вычислительных сетей, установка современного программного обеспечения и обучение потенциальных пользователей работе с этими программами. Совместно с колледжами мы решаем задачи наполнения системы дистанционного обучения электронными курсами. При этом используется федеральный контент, развернуто сотрудничество с компаниями – производителями электронных курсов, ведутся собственные разработки. Для этой цели в Информационно-аналитическом центре создана служба проектирования и методического сопровождения контента. Среди предпочтительных направлений, по которым особенно актуальным становится создание электронного контента, выделяются профессии и специальности, связанные с машиностроением, строительством, информатикой и информационными технологиями.
Острейшая проблема в подготовке рабочих кадров – несоответствие требований, предъявляемых работодателями к выпускникам колледжей, или так называемых профессиональных стандартов, и существующих образовательных стандартов. Это несоответствие особенно сильно проявляется в отрасли информационных технологий, которая, как известно, сегодня самая динамичная. Для решения этой проблемы Информационно-аналитический центр уже начал работу по привлечению ведущих ИТ-компаний для организации дополнительного профессионального образования.
Весной 2006 года на базе колледжа №36 был открыт Центр поддержки малого предпринимательства совместно с фирмой Hewlett-Packard. Мы сотрудничаем с компанией «Майкрософт» по программе MS IT Academy. С начала нынешнего учебного года на основе конкурсного отбора начато формирование первых групп обучающихся из числа наиболее подготовленных студентов колледжей, способных к освоению программ повышенной сложности в области информационных технологий. После окончания обучения слушатели получат возможность трудоустройства на производственно-ремонтный участок, создаваемый на базе колледжа №19, в качестве специалистов по послегарантийному сопровождению вычислительной техники. Помимо «Майкрософт» ведется работа с другими крупными вендорами, такими как Oragle, IBM, HP, CISCO. Сотрудничество с отечественной компанией IT выразится в этом году в организации курсового обучения студентов по специализации «монтажник структурированных кабельных систем» с последующим прохождением практики и трудоустройством лучших студентов. Такая организация дополнительного профессионального образования особенно важна при современном развитии рынка труда. Получив классическое среднее профессиональное образование и дополнительно самые актуальные знания, наш студент приобретает бесспорные конкурентные преимущества и дополнительные шансы для хорошего трудоустройства.
Мнение
Тамара КОСТИНА, ректор Московской академии государственного администрирования:
– Нам нужно создавать правовое пространство для работы профессиональных учебных заведений. Им требуется организационная модель учебно-производственной работы, в рамках которой все услуги, осуществляемые учреждениями, могли бы поступать на рынок. Новые формы взаимоотношений с социальными партнерами предполагают большее вторжение или внедрение на те предприятия, которые нуждаются в квалифицированных молодых специалистах.
Алексей СЕМЕНОВ, ректор Московского института открытого образования:
– В наших колледжах материальная база поддерживается на приемлемом уровне, довоенных станков нет, но не видно результатов взаимодействия с предприятиями, для которых они готовят специалистов, в части укрепления материально-технической базы. Работники колледжей стараются расширять рамки своей работы. Например, колледж №8 выиграл конкурс на сервисное обеспечение техники в учреждениях образования, действительно техника обслуживалась хорошо, люди болели за дело, но даже не получили аванса и договор в 2,2 миллиона рублей не был своевременно обеспечен финансированием. Потребовалось сказать об этом на коллегии Департамента образования, чтобы колледж наконец получил деньги, причитающиеся ему за работу.
Евгений КУШЕЛЬ, заместитель руководителя Департамента образования:
– У колледжа №21 одно из двух зданий на Сиреневом бульваре – старое, оно стояло в плане на капитальный ремонт в 2004 году, теперь – в плане на 2007 год. Если так будет продолжаться дальше, ситуация еще больше обострится, условия работы и развития вызывают и будут вызывать большую озабоченность. Во втором здании на Вербной идет учебный процесс, объединяющий колледж с рядом стоящими предприятиями. Мы увидели, что занятия проходят на мебели, изготовленной в колледже, ею оснащены учебные лаборатории. В колледже есть тренажер для проведения сварочных работ, о котором несколько лет назад мы говорили как о необходимом элементе учебного процесса для отработки точного сварочного шва. Таких тренажеров должно быть больше. В колледже неплохой подбор преподавателей, мы видели аспирантов, мы видели педагогов, вернувшихся в колледж как в систему профессионального образования. Но сложность не в работе с кадрами, а в том, что невозможно распространить на приходящих в колледжи выпускников непедагогических вузов, востребованных в системе профессионального образования, те положения 172-го постановления, которые предполагают выплату подъемных, субсидирование по уровню зарплаты и так далее. Пожалуй, это та категория педагогов, которая нуждается в такой поддержке. Очень много ребят, которые получают профессию рабочего и будут после окончания учебы призваны в армию. В основном они выражают сомнение, что после службы придут на работу по полученной профессии, поскольку не знают, как сложится их жизнь. Почему бы нам не обратиться в Министерство обороны РФ с предложением тех мер, которые позволили бы наших выпускников призывать в армию по тем специальностям, которые они получили в колледжах, которые востребованы и в армии. Ребята за два года службы могли бы совершенствовать свое мастерство, закрепить профессиональные навыки, а мы ожидали бы их возвращения в хозяйство Москвы. Это было бы правильным, тем более что в армию они точно пойдут. Неизбежность этого ребята понимают.
Виктор КРУГЛЯКОВ, начальник Восточного окружного управления образования:
– Во всех московских колледжах учатся только москвичи, и это радует. Москва сохранила систему профессионального образования. Система профессионального образования, наряду с тем что ребятам дает профессиональные навыки, выполняет еще и колоссальную социальную функцию, которая фактически – функция социальной защиты. Колледжи дают ребятам шанс в жизни, которого у них не было в общеобразовательной школе.
Комментарии