search
main
0

От эксперимента – к новому содержанию на практике

Лада АЛЕКСЕЕВА, кандидат психологических наук, заместитель директора НИИ ИСРОО: – Бурное развитие мирового сообщества требует введения в содержание образования знаний о мире и о социуме, освоения учащимися способностей к коммуникации и осуществлению разных типов деятельности.

Очевидно, что в данных условиях содержание образования не может оставаться неизменным, не помогут и разовые изменения. Обновление содержания образования должно учитывать постоянно возникающие научные достижения и развитие передовых сфер практики.

В связи с этим мы рассмотрели пять базовых проблем, определяющих критерии работы с содержанием в Школе будущего:

Создание экспертных сетей, в которых обсуждался бы вопрос обновления знаний.

Демократизация и индивидуализация образования, подбор индивидуального темпа и уровня усвоения, личное самоопределение по отношению к осваиваемым знаниям, то есть введение проблемных форм работы.

Введение интеграции и метапредметного принципа. Эти принципы действуют как своеобразные «фильтры», позволяющие определять единицы предметного материала, подлежащего освоению. На их основе осуществляется структуризация и реструктуризация содержания образования.

Создаваемые принципы использования современных технологий, в том числе компьютерных, медиатехнологий и так далее. Принципы, позволяющие не только перераспределить учебное время и облегчить усвоение знаний, но и формирующие новые коммуникативные сети, требующиеся для совместной работы педагогов и учащихся с новым содержанием образования.

Интеграция науки и промышленности.

Содержание образования имеет сложную структуру – с одной стороны, в нем выделяются основы предметных действительностей, учебный материал, осваиваемые учеником средства и способы работы с ним, с другой стороны, оно включает осваиваемые виды деятельности и развитие способностей (см. схему 1). Говоря о Школе будущего, мы ставим вопрос о складывании механизма постоянного обновления содержания образования. Каков этот механизм?

Разработка такого содержания не может быть задачей какого-то одного определенного сектора сферы образования. Реальное обновление возможно, если задействованы все позиции – наука и управление, педагогическое сообщество, передовая промышленность и общественность.

Но должны быть определены форма участия, предмет работы для каждой позиции. Такими предметами работы могут стать:

для общественной экспертизы – предъявление цели на каждом такте обновления содержания образования и определение уровня ее достижения;

для науки (прежде всего практико-ориентированной науки на экспериментальных площадках) – отработка норм и инвариантов нового содержания образования;

для педагогов – построение форм реализации нового содержания образования во взаимодействии с учащимися. Педагогу необходимо выработать способность передавать новое содержание образования. Современное, сложно устроенное содержание требует от педагога творческой работы. И для нее должны быть созданы условия;

для управления – создание условий и требований к изменению содержания образования в рамках образовательной практики (см. схему 2).

Трудно переоценить роль управления образовательным учреждением в создании условий системной работы с содержанием образования для педагогических коллективов образовательных учреждений. В рамках проекта «Школа будущего» мы предъявили модели образовательных учреждений, осуществляющих целенаправленный переход к современному содержанию образования:

– модель поэтапного построения индивидуальных траекторий развития учащихся, включающая на средней ступени стратово-лифтинговую форму организации и на старшей ступени индивидуальные учебные планы;

– кредитно-модульная модель обучения в старших классах, позволяющая соорганизовать в едином содержании образования предметный материал, осваиваемые виды деятельности и формируемые способности;

– модель реструктурирования содержания образования на основе исследовательской деятельности учащихся, где исследовательская деятельность становится и формой организации учебной деятельности, и содержанием, осваиваемым учеником (здесь уже сложилось Всероссийское общество педагогов-исследователей);

– модель содержания образования в профильной школе на основе педагогического дизайна и проектного переустройства профильных курсов;

– модель изменения содержания образования на разных ступенях образовательного процесса (на основе введения в содержание образования надпредметных умений);

– модель мыследеятельностного содержания образования. Модель предполагает введение в содержание образования уровня освоения учащимися техник и способов мышления и деятельности. Введение осуществляется в форме метапредметов «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача», позволяющих как углублять учебный материал, так и осуществлять интеграцию предметов на уровне средств.

Все эти модели, задавая конкретные условия для педагогических коллективов образовательных учреждений, сделали возможным системное изменение в образовательной ситуации, изменение, связанное с введением в содержание образования дополнительного деятельностного компонента, развития способностей учащихся с сохранением высокого уровня владения предметным материалом.

Настаивая на том, что обновление содержания образования должно иметь специальные организационно-стратегические рамки в образовательном учреждении, мы говорим о необходимости создания общих ресурсов, обеспечивающих для педагогов возможности проектирования курсов и сценирования занятий.

Идея центра инструкционного дизайна предполагает проектирование специального пространства, включающего в себя основные конструктивные элементы создания занятия или курса: цели, задачи, осваиваемый материал, комплекты учебных заданий, формы организации коммуникативных ситуаций, способы деятельности и мыследеятельности, осваиваемые учащимися. И в этом пространстве последовательно организуется консультирование, экспертиза, коммуникация между педагогами.

Мы хотим предложить округам создание подобных центров как единиц связи между теорией и практикой обучения. Приоритетными функциями данных центров должны стать:

обеспечение деятельности педагогов по обновлению содержания образования: создание цифровых образовательных ресурсов, проведение тренингов, экспертиз;

выявление и развитие компетенций учителя, включенного в преобразование содержания образования; здесь разработана новая форма проведения конкурсов, выявляющих готовность и возможность педагогов вносить изменения в содержание образования;

разработка и проведение мониторинга изменений содержания образования (эта задача становится сейчас все более очевидной).

Предлагаемые в проекте «Школа будущего» формы работы опираются на уже сложившийся ресурс. Это прежде всего экспериментальная и инновационная структура. Сегодня мы имеем экспериментальные разработки по основным направлениям обновления содержания образования, выделены технологические пакеты, образующие ядро складывающихся инновационных сетей.

Шаг в реорганизации содержания образования на этой основе предполагает:

Введение критериев обновления содержания, по отношению к которым можно было бы ставить цели и фиксировать продвижение к их достижению.

Введение экспертизы изменений в содержании образования, в том числе оценки качества образовательного процесса и результата на основе деятельностного подхода и развития способностей учащихся. Проведение полномасштабного мониторингового исследования изменений в содержании образования в разных моделях образовательных учреждений.

Создание полипозиционных инфраструктур обновления знаний в образовательном процессе, в том числе новых образовательных сред для учащихся в Интернете; сред образовательного проектирования и сценирования для педагогов (центров инструкционного дизайна); регулярных форм обсуждения моделей школ и их программ развития.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте