search
main
0

От экологического образования к устойчивому развитию

Центр устойчивого развития в Московской государственной академии делового администрирования возглавляет известный ученый, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и естествознания МГАДА, эксперт Европейского союза по экологическому образованию, академик РАЕН и Российской экологической академии Низами МАМЕДОВ. Низами Мустафаевич отвечает на вопросы «УГ-Москва».

– Низами Мустафаевич, сегодня особый интерес вызывают возможные инновации в развитии экологического образования, наметившиеся в последние годы и связанные с Концепцией устойчивого развития. Вы успешно работаете в области философии экологического образования, вы один из авторов признанного педагогической общественностью учебника по экологии для общеобразовательных школ, поэтому, наверное, у вас есть мнение по этому поводу?

– Для начала логично будет уточнить современный статус экологического образования. Первоначально в 70-е годы уже прошлого столетия экологическое образование было выдвинуто ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в 1992 году в Рио-де-Жанейро, расширила рамки такого подхода, и было принято решение превратить задачи гармонизации социально-экономического и экологического развития в систему духовных и профессиональных установок человечества. Экологическое образование в свете концепции устойчивого развития приобретает статус интегрирующего фактора образования в целом, определяет его стратегическую цель и ведущие направления. На это обстоятельство было обращено особое внимание на саммите ООН по устойчивому развитию, проходившем в 2002 году в Йоханнесбурге, где 2005 – 2014 годы были объявлены Декадой образования для устойчивого развития.

– Но как соотносятся экологическое образование и образование для устойчивого развития?

– В целом образование для устойчивого развития многогранно, оно нацелено на решение и других вопросов, поэтому не может быть сведено только к экологическому образованию. Но очевидно, что сложная структура образования для устойчивого развития должна восходить к экологическому образованию. Это тот самый случай, когда инновации предполагают преемственность и учет позитивных традиций в образовании. Именно из этого мы исходим, разрабатывая теоретические основы образования для устойчивого развития в Московской государственной академии делового администрирования под руководством нашего ректора профессора Тамары Костиной. Теоретические идеи уже нашли воплощение в серии инновационных учебных пособий, одобренных Министерством науки и образования РФ. Собственно, такой подход к реформированию образования для устойчивого развития принят и в странах Европейского союза. Это важно иметь в виду, учитывая наше вхождение в Болонский процесс, формирование единого образовательного пространства в Европе.

– Если экологическое образование предопределяет образование для устойчивого развития, то можно ли предположить его закрепление на законодательном уровне?

– Логика развития экологического образования, его обобщение ориентированы именно на это. Иначе непрофессионализм чиновников, как показала жизнь, приводит к пагубным последствиям. Несколько лет назад из федерального учебного плана была изъята экология, и это не поддается разумному объяснению. Происходит поразительная вещь: на уровне главы государства Россия поддерживает решения ООН о переходе к устойчивому развитию, а на уровне отдельного ведомства, по существу, происходит саботаж этого решения. Ведь суть устойчивого развития – формирование экологической культуры, основу которой должно составить экологическое образование. Замечу: главным основанием экологического образования следует считать признанное мировым сообществом право человека на благоприятную среду жизни. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главную цель развития цивилизации. Экологическое образование поэтому должно не просто проникнуть в структуру образования, а стать одним из ее важнейших оснований. Если литература и история нужны для усвоения ценностей духовной культуры, естествознание – для познания закономерностей природы, то экологическое образование необходимо для формирования подлинного человеческого отношения к природе, определения допустимой меры преобразования природы, усвоения закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

– Считается, что экологическая проблематика возникла из-за беспрецедентного возрастания темпов и масштабов технической деятельности. Технический прогресс будет продолжаться, но как изменить качество технической деятельности, как все это должно отразиться на профессиональном образовании?

– Нынешнее состояние общества справедливо характеризуют как эпоху техногенной цивилизации. Будущее такой цивилизации вызывает опасение прежде всего из-за доминирования в ней прагматических установок и пренебрежения к состоянию природной среды. Качественные изменения в развитии техносферы невозможны без изменения систем ценностей общества, образа жизни людей, то есть всей культуры. Можно сказать, что до сих пор развитие техники, как и взаимодействие общества и природы в целом, происходит стихийно, этот глобальный по своей сути процесс складывался на основе реализации с помощью технических средств разнообразных потребностей человека. Масштабность технической деятельности современного общества определяет необходимость формирования не противостоящей, а совместимой с биосферой техносферы. Ключевое значение в этом процессе приобретает формирование экологического мышления у будущих инженеров, техников, работников производства, которое должно целенаправленно формироваться на различных уровнях профессионального образования, в инженерно-педагогических и технических вузах.

– Какое же значение, по вашему мнению, в идеале должно придаваться экологическому образованию в России?

– Экологическое образование в принципе должно иметь приоритетное значение в условиях нашей страны. Сильная зависимость России, ее истории, культуры от естественных факторов, сурового климата, бескрайнего пространства, характера народонаселения в должной мере еще не осознается. Уверенность в однозначном ослаблении зависимости социального развития от природных факторов по мере технического прогресса оказалась наивной. Адаптация общества к экстремальным природным условиям на основе новых технологий реальна, но она происходит ценой огромных экономических затрат, которые отражаются на уровне и качестве жизни людей. Как ни странно, почти все социально-экономические реформы, предпринятые в истории России, должным образом не учитывали и не учитывают ее природные, экологические особенности. Не здесь ли следует искать причины их фатальных неудач? Если смотреть на образ жизни людей в России, на архитектуру городов, характер коммуникаций, то кажется, будто мы живем в благодатных условиях Средиземноморья. В этом проявляется серьезный изъян образования, особенно не поставленного должным образом экологического образования.

– А как вы в целом оцениваете современное состояние экологического образования в России?

– Состояние экологического образования в России я считаю тревожным. Особенно катастрофическая ситуация создалась в области экологического образования в последние годы. В государственных стандартах экологическим знаниям не уделено должного внимания. И корни антиэкологических деяний в нашем обществе следует искать именно здесь. Нужно понять, что Россия не только самая большая и богатая горючими ресурсами страна, но и самая холодная страна в мире, где вечная мерзлота охватывает более половины территории, где доминирует преимущественно экстремальная экологическая среда, где рождаемость носит неустойчивый характер и в последние годы катастрофически падает. Этого факта достаточно, чтобы незамедлительно вводить непрерывное экологическое образование. Следует поставить точку в бессмысленных схоластических спорах о приоритетах в содержании экологического образования, которые ведут у нас вот уже более 30 лет биологи, географы и социологи. Речь должна идти об интегративном предмете, объединяющем на основе ключевых понятий такие направления экологии, как биологическая экология, геологическая экология, экология человека и социальная экология.

– Еще в 1996 году совместно с профессором И.Т.Суравегиной вы подготовили интегративный учебник по экологии для 9-10-х классов общеобразовательных школ. А какова вообще сегодня перспектива издания новых учебников по экологии?

– Наш учебник увидел тогда свет благодаря действенной поддержке академиков РАН А.Л.Яншина и Н.Н.Моисеева. Дело в том, что против его публикации выступали эксперты-биологи Министерства образования. Содержание учебника было нетрадиционным, в нем впервые на школьном уровне вводились понятия и представления экологии человека, социальной экологии, теории устойчивого развития и так далее. Учебник был позже переведен на иностранные языки, недавно увидело свет его дополненное, третье издание, но все же должным образом он не востребован, поскольку экологию убрали из учебных планов.

– Хорошо известно, что очень часто противопоставляют экологическое образование и экологизацию образования. Почему-то считают, что важнее и проще реализовать экологизацию образования, чем ввести отдельный интегрированный предмет экологии. Вы с этим согласны?

– Нет, я считаю, что это не верно в принципе. Экологизация может быть лишь производной от экологического образования. Точно так же, как математизация отдельных сфер науки и практики основывается на предварительном математическом образовании. Вопреки распространенному подходу очевидно, что без разностороннего экологического образования не может быть экологизации системы образования.

– Но до недавнего времени экологическое образование ориентировалось в основном на биологию, социальные же аспекты экологии в процессе преподавания не затрагивались. Как обстоят дела сейчас?

– Среди естественных наук экология впервые включает в свое содержание интересы человека, вопросы улучшения условий жизнедеятельности людей с возрастающей сложностью: от рассмотрения влияния человеческой деятельности на окружающую среду до рассмотрения мотивов и закономерностей этой деятельности, оценки эффективности освоения природы и так далее. Социальная экология, которая непосредственно занимается поиском закономерностей устойчивого развития системы «общество – природа», должна стать значительной частью экологического образования. В этом отношении экологические знания выполняют также и нормативную функцию. Экологическое образование может основываться не только на усвоении научных знаний и представлений, оно может также дополняться образами искусства и литературы. Осуществляемая в процессе экологического образования интеграция научных знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих художественных образов направлена на преодоление разрыва между логической и образной формами познания действительности и служит гуманитаризации образования.

– Вы отметили, что содержание образования для устойчивого развития не ограничивается экологическим образованием. А какие направления образования в этой связи вы могли бы выделить еще?

– В принципе все направления и уровни образования в связи с переходом к устойчивому развитию должны претерпеть кардинальные изменения. Вместе с тем представляется приоритетным развитие этического и культурологического образования.

– Почему?

– Общепризнанно, что имеющихся сейчас научных знаний вполне достаточно, чтобы решить значительную часть проблем, волнующих ныне общество, однако использование этих знаний направляется отнюдь не гуманистическими соображениями. Образование для устойчивого развития поэтому должно исходить из того, что сами по себе научные знания недостаточны для придания нашей деятельности человеческого смысла. Необходима еще и мудрость, которая содействует осознанию подлинных целей человеческого существования. В этой связи развертывание этического образования в ближайшем будущем, видимо, станет одной из непрерывных образовательных линий. В условиях духовно-нравственного кризиса России это обстоятельство приобретает особое значение. Благодаря развернутому преподаванию этики понятия добра и зла, справедливости и несправедливости, нравственности и безнравственности будут не только фиксировать действительные или воображаемые явления, но также содержать и оценку определенных представлений, одобрять или осуждать их, требовать их осуществления или устранения. Система образования должна целенаправленно формировать терпимость, сочувствие, доброжелательность и, конечно же, давать знания о ментальных ценностях различных народов. Это очень важно и в условиях многонациональной и многоконфессиональной России. Следует поэтому пересмотреть мозаичное содержание преподаваемого ныне курса культурологии, сделать его более насыщенным и целостным, акцентировать внимание на единстве мировой культуры, вкладе каждого народа в глобальный культурный процесс. Образование для устойчивого развития предполагает высокое качество, которое в условиях гражданского общества достижимо благодаря не столько государственному, сколько общественному контролю. И подлинными индикаторами качества образования, его соответствия требованиям устойчивого развития призваны выступать общественные организации, все члены общества.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте