search
main
0

От Древнего мира – к малой родине

Готовиться к ВПР с любовью к истории

Я влюбился в историю в 5‑м классе. Любовь оказалась взаимной, и, судя по всему, нас уже ничто не разлучит. Любить просто так, без какой бы то ни было причины, можно, пожалуй, только детей. Чувства к другим людям, предметам, явлениям, книгам всегда возникают вследствие каких-то причин. Листать учебник по истории Древнего мира в 5‑м классе было волшебно. Помнится, я прочитал его взахлеб, словно передо мной был «Гарри Поттер и философский камень», а не сборник параграфов для изучения школьного предмета. Погружение в глубь веков, знакомство с доселе совершенно незнакомыми культурами и народами, изображения необыкновенных скульптур, зданий, художественных произведений – все это завораживало, восхищало и вызывало стремление читать еще и еще.

Именно эти воспоминания возникли у меня во время знакомства с только что вышедшим в издательстве «Экзамен» новым учебным пособием «Всероссийская проверочная работа. История: 5 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС». Сборник, авторами которого являются известные специалисты Т.С.Синёва, Д.С.Букринский и О.А.Кирьянова-Греф, полностью соответствует современным требованиям федерального образовательного стандарта и содержит более 200 тренировочных задач по 25 вариантам типовых заданий Всероссийской проверочной работы (ВПР) по истории для пятиклассников. Словом, книга, безусловно, достойна внимания не только учеников и их родителей, но и учителей и методистов, так как при систематической отработке всех включенных в нее заданий поможет успешно подготовиться к важному испытанию, которое ожидает тысячи мальчишек и девчонок по всей стране.
Результаты ВПР – важный элемент оценки качества образования в российских школах. Практика показывает, что и число проверочных работ, и их сложность с каждым годом растут. Подготовка к ВПР служит для школьников очень полезным опытом, который впоследствии обязательно пригодится им при прохождении более сложных и ответственных экзаменов в 9‑м и 11‑м классах.
Каждый вариант полностью соответствует и содержанию, и уровню сложности тех заданий, с которыми дети встретятся на проверочной работе.
Часть 1. История Древнего мира
В задании 1 ученикам предлагается установить соответствие между древними культурами и иллюстрациями, изображающими их характерные особенности, произведения искусства или иные артефакты.
Не буду скрывать, для меня, наверное, это самое интересное задание. Скорее всего, таким оно будет и для учеников, и даже для их родителей, которые могут многое почерпнуть из них. В каждом варианте предлагается перечень тем – четыре древних государства. Например, в варианте №18 на первой иллюстрации изображен библейский сюжет, на котором перед Моисеем расступается море. Пятиклассник, знающий эту историю, моментально догадается, к какой теме она относится.
На второй иллюстрации мы видим знаменитого троянского коня, на третьей – Врата богини Иштар в Вавилоне, а на четвертой – одного из индийских богов.
Интересно, что это задание зачастую проверяет эффективность освоения не только курса истории, но и основ религиозной культуры и светской этики – предмета, который как раз и изучают в 4‑5‑х классах.
Первое задание охватывает широкий спектр дидактических единиц. Оно направлено на то, чтобы ребенок мог успешно и быстро различать важнейшие элементы и особенности древних культур мира – такие как китайские терракотовые воины, ассирийские человекоголовые крылатые быки, древнеримский Колизей, древнегреческий Парфенон и многое другое.
Хочу особо отметить, что большим плюсом пособия издательства «Экзамен» является богатое разнообразие иллюстраций, охватывающих все возможные на ВПР варианты вопросов, а иногда и выходящие за ее рамки. Благодаря этому пособие позволяет не только проверить конкретные знания учения, но и ближе ознакомиться с великими образцами мировой культуры, формируя тот культурный багаж ребенка, который характеризует эрудированного и интеллигентного человека.
В блоке заданий 2 ученикам предложено сделать анализ источника – легенды. Ознакомившись с содержанием легенды, дети должны определить, к какой теме (культуре/государству) она относится.
В каждом варианте пособия представлен фрагмент оригинальной легенды. Каждый отрывок – это маленькое погружение в древнюю историю, способное стать началом большого путешествия. Уверен, что многие дети, узнав часть легенды, тут же захотят прочесть ее целиком.
Задания на анализ источника встречаются на ОГЭ и ЕГЭ, поэтому важно научить детей решению таких задач уже в 5‑м классе. Не секрет, что сегодня дети испытывают немало проблем при работе с различными текстами, а ведь умение правильно отвечать на конкретные вопросы по прочитанному отрывку – необходимое условие успешной учебы и профессиональной деятельности.
Задание 3 направлено на выявление понятий, имен и названий, относящихся к той или иной культуре, и объяснение их смысла, например:
Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Гвардия бессмертных, герусия, Кришна, трибун, Ниневия, империя Цинь.
В каждом из 25 вариантов пособия можно увидеть шесть понятий, имен или названий, а их общее число, таким образом, составляет 150. Разумеется, список из 150 пунктов не может быть исчерпывающим для изучения всех особенностей Древнего мира. Но бесспорно и то, что книга издательства «Экзамен» содержит важнейшие элементы, знание которых в полной мере обеспечит успешное выполнение проверочной работы, а также поспособствует заметному расширению словарного запаса и развитию эрудиции ребенка.
Предусмотрено на страницах книги и специальное место, где ученики могут и должны кратко пояснить смысл выбранного ими слова.
При выполнении задания 4 от учащихся потребуется умение выявить связанное с выбранной темой событие и составить краткий рассказ о нем.
Например, один из вариантов задания содержит такую формулировку:
Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.
Разливы Нила, изобретение фарфора, пиратство, укрепление армии царем Тиглатпаласаром III, возвышение Гая Юлия Цезаря, деятельность «отца истории» Геродота.
Наверное, детей, способных рассказать о каждом из 150 событий, представленных в пособии, очень мало. Однако такая мощная информационная база – хорошая возможность для учителя быстро проверить собственные знания и эффективная мотивация для детей к дополнительному чтению.
И здесь мы снова видим не самый очевидный на первый взгляд плюс этой книги – она способна не только помочь сдать ВПР на отличные оценки, но и может заинтересовать древней историей, мотивировать детей на ее изучение.
Вторая часть вопроса звучит так:
Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.
Например, выбрав событие «возвышение Гая Юлия Цезаря», ученик может упомянуть годы его жизни, даты важнейших битв, переход Рубикона, участие в триумвиратах и гражданской войне, завоеванные Цезарем территории и т. п. Выбор довольно велик.
Кстати, фактически это единственное задание, где ученик может (но не обязан!) назвать различные даты. И это правильно. В эпоху глобальной и моментальной доступности информации зацикливаться на датах странно и нелогично. Гораздо важнее делать акцент на понимании смыслов, взаимосвязей и закономерностей, умении высказывать свою аргументированную точку зрения, работе с источниками и т. п.
Задание 5 построено на отработке навыков работы с контурной картой.
Результаты ЕГЭ по истории в 11‑м классе из года в год демонстрируют, что едва ли не самой сложной для выпускников является работа с историческими картами. Данное умение у многих школьников развито недостаточно хорошо. Поэтому правильным и необходимым является включение такого задания в содержание ВПР по истории уже в 5‑м классе – в этом деле всегда лучше начинать раньше.
В задании после выбора темы следует текст: «Отметьте штриховкой на контурной карте один четырехугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна, указанная в выбранной Вами теме».
При этом на карте нет никаких обозначений, кроме океанов и некоторых (не всех) морей. Задание не выглядит сложным, попасть в нужный четырехугольник довольно просто, достаточно иметь примерное представление о местонахождении той или иной страны.
Но в этом задании есть своеобразный подвох, который может стать проблемой прежде всего для сильных учеников. Дело в том, что некоторые страны можно расположить не в одном, а в нескольких четырех­угольниках. И хорошо знающий географию школьник может на некоторое время «зависнуть», выбирая самый «правильный» ответ. Если речь идет о Древней Индии, то ее смело можно расположить по меньшей мере в 4 четырехугольниках. А поскольку территория страны, разумеется, не была константой, то с исторической точки зрения не будет ошибкой и размещение страны в 6 «клеточках».
Вполне допускаю, что такой ученик, пытаясь дать максимально точный ответ, может заштриховать сразу несколько «клеточек». А на вопрос, будет ли это считаться ошибкой, определенного ответа нет. Дело в том, что с точки зрения критериев оценивания этот вопрос ясен не в полной мере, поэтому полагаю, что критерии оценки этого задания требуют уточнения. Это, разумеется, проблема не пособия, а критериев самой проверочной работы.
Вопросы задания 6 требуют от учеников умения рассуждать и находить причинно-следственные связи между явлениями и процессами.
Одно из заданий:
Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны.
Ученик должен знать не только то, чем занимались жители того или иного государства, но и почему они занимались именно этим.
Часть 2. История родного края
Задание 7 посвящено историческим личностям родного края.
Последние два задания не связаны с историей Древнего мира, а в большей степени проверяют наличие этнографических, краеведческих знаний пятиклассников. Все они одинаковы во всех вариантах.
Например:
Укажите одного исторического деятеля – Вашего земляка (жизнь которого была связана с Вашим регионом или населенным пунктом.
Мы постоянно говорим о необходимости знать героев своей Родины. Вместе с тем знать героев своей малой родины не менее важно, вот почему этот вопрос в рамках ВПР можно только приветствовать.
В задании 8 детям предстоит показать свои знания и поразмышлять о вкладе исторических личностей родного края в историю региона, или населенного пункта, или страны, или мира в целом.
Если в предыдущем задании проверяется знание (репродуктивный характер и первая ступенька в таксономии Блума), то здесь требуются мыслительные операции более высокого порядка.

Таким образом, сборник «Всероссийская проверочная работа. История: 5 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС», выпущенный издательством «Экзамен», является высокопрофессиональным, качественным и эффективным способом подготовки к ВПР как для учителей, так и для учеников. Большое разнообразие предложенных заданий, их продуманность и отражение всех изучаемых тем и вопросов – все это позволяет не только успешно сдать проверочную работу, но и, что более важно, способствует повышению интереса к истории в целом.

​Алихан ДИНАЕВ, народный учитель Чеченской Республики, учитель обществознания математической школы №1 им. Х.И.Ибрагимова г. Грозного, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте