Как подготовить учителя к смене традиционных отношений с учеником на отношения партнерские, способствующие формированию субъектного опыта школьников и позволяющие уменьшить формализм в обучении? Необходимо познакомить его с педагогическими технологиями, которые формируют у детей навык самостоятельного движения в информационных полях, умение решать жизненные проблемы.
Ознакомление учителей с открытыми образовательными технологиями происходит в деятельностном режиме. Ведь чтобы педагог смог включить учеников в какую-либо деятельность, ему надо самому овладеть ею.
Деятельностный подход к обучению реализуется через интерактивные формы. Интерактивность позволяет развить потенциальные возможности всех участников процесса. С другой стороны, учителю очень сложно совместить на уроке две различные задачи: научить содержанию и научить деятельности.
Деятельностные интерактивные формы требуют постоянного размышления над происходящим. Сегодня очень важно научить ребят рефлексии. Для этого педагог прежде всего должен осознать необходимость рефлексии, включить рефлексию в собственную познавательную деятельность. Рефлексия – это необходимое условие для перехода от образования к самообразованию.
Среди различных форм взаимодействия учителя и ученика на уроке, построенном в соответствии с технологией открытого образования, ведущее место занимает диалог как основа коммуникации. Диалог требует изменения отношений между учителем и учеником. Причем инициировать эти изменения должен учитель, который переходит от позиции диктаторства к позиции сотрудничества.
Овладеть технологиями открытого образования может каждый. Но эти технологии невозможно перенести искусственно в педагогическую среду, поскольку они требуют глобальных изменений на уровне личности учителя, педагогического коллектива, школы в целом. Поэтому целесообразнее обучать технологиям открытого образования целые школьные команды.
Работая в интерактивной форме, педагоги учатся взаимодействию. Это одна из важнейших задач, потому что, научившись сотрудничеству, педагог сможет научить этому учеников. Вместе с тем «командное» восприятие дает право каждому учителю на самоопределение. Преподаватель решает сам: подходит ему или нет новая технология, которую принимает педагогический коллектив, будет он ее применять полностью или частично или не будет применять совсем.
«Командное» обучение дает возможность учителю встретить единомышленников не только среди коллег по предметной кафедре, но и во всем педагогическом коллективе, и найти свое место в общей стратегии развития школы. Знакомя педагогов с технологиями открытого образования, необходимо включать в учебный курс открытые уроки. «Открытые» – не показательные, а уроки применения технологий, результатов педагогического поиска. На открытом уроке учителя в первую очередь демонстрируют технологии. Это позволяет химику передать свой технологический опыт литератору и наоборот. Реализация технологий открытого образования во внеучебной деятельности (классный час, педсовет, родительское собрание) убеждает педагогов в том, что открытые образовательные технологии содержат универсальные способы решения жизненных проблем. Такой подход помогает становлению целостного учебно-воспитательного процесса в школе.
Педагогический коллектив, мотивированный на обучение и присвоение технологий открытого образования, с выстроенной образовательной траекторией, индивидуальной и коллективной, умеющий рефлектировать свой субъектный опыт, готов к диалогу, то есть стратегически новым отношениям «учитель-ученик».
Людмила ПРОКОФЬЕВА, зав. кафедрой открытых образовательных технологий Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук
Комментарии