Как важно для достижения цели общения быть понятным, доходчивым, адекватно эмоциональным (сострадание, участие в голосе, подходящий случаю темп речи). И особенно это важно в общении с ребенком, потому что родители и учителя своей манерой общения выставляют ему своеобразный эталон, который чадо невольно копирует. Здесь всякие крайности будут нехороши – как примитивное сюсюканье, так и сложный наукообразный язык; как вседозволенность, так и строгие запреты или стоическое воспитание, все хорошо в меру. Каждому возрасту следует предъявлять посильные ему требования. Вот об этих требованиях к ребенку со стороны родителей мы и поговорим в этой статье.
Потребность человека в общении заложена с момента рождения. Первые попытки общения – это улыбка в младенческом возрасте. В 3-6 лет – это игра как ведущая деятельность, поэтому и обучение строится в игровой форме, и нормам общения ребенок лучше обучается в игре. В 6-11 – добавляется и выходит на первый план учебная деятельность. В 11-15 – общение – главная форма деятельности подростка, сверстники становятся для него референтной группой, а мнение взрослых, особенно родителей, воспринимается весьма критически или просто отрицается. Этакий бунт, требование признания его «взрослости», самостоятельности. В 15-18 – бунтарство несколько затихает, на смену приходят рассудительность, попытка понять свои наклонности, способности для дальнейшего самоопределения – формируется учебно-профессиональная деятельность. С 20 лет – профессиональная деятельность выходит на первый план.
Все эти виды деятельности невозможны изолированно, без мира людей, без общения.
Ход развития личности зависит от того, получает ли ребенок достаточное количество внешних впечатлений, обеспечивают ли взрослые условия воспитания, необходимые для работы умственной и физической. Психические качества, или свойства личности, приобретаются постепенно, поэтапно:
– вначале ребенок овладевает речью;
– затем учится употреблять предметы обихода (вначале игрушки, потом бытовые вещи и приборы, все более сложные);
– постепенно начинает использовать человеческие знания, претворять теорию в практику;
– ориентирование в пространстве и времени все больше совершенствуется;
– развивается мышление и воображение;
– формируются основы взаимодействия с другими людьми;
– происходит приобщение к произведениям литературы и искусства.
Это развитие психических качеств и свойств происходит неровно, рывками, но тем не менее поэтапно. У каждого возраста есть свои секреты, некий особый интерес ребенка к той или иной деятельности. Иерархию интересов легко запомнить (усвоить), если воспользоваться теорией рекапитуляции. Холл (представитель психогенетического направления в психологии) указывал на аналогию: ребенок в период детства проходит весь ход развития человека от первобытной дикости до современной культуры. Каждый родитель может проследить эту этапность, наблюдая за поведением своего ребенка в различные возрастные периоды. Их пять:
Период дикости – до 5 лет. У ребенка наблюдается стремление к копанию в земле, он все тащит в рот: съедобность – мерило всего. Максимальное проявление свойств данного периода наблюдается к 3 годам.
Период охоты и захвата добычи – 4-12 лет. Пик приходится на 7 лет. Страх перед чужими, действия тайком, жестокость могут проявляться, если среда недоброжелательна или у малыша не сформировалось базовое доверие к миру. Прятки, засады, игры в пленных – вот излюбленные игры этого периода. Если у вас нет контакта с ребенком, то самое время поиграть с ним в индейцев, войну, поиск сокровищ.
Период пастушества – 9-14 лет. Ребенок проявляет нежность к животным, ему свойственно строительство хижин, шалашей, подземелий. Пик – 10 лет.
Земледельческий период – 12-16, пик 14 лет. Интерес ребенка к жизни растений, садоводству можно использовать, приобщая к совместным дачным работам. Выделив ему грядку и вооружив литературой, можно поспособствовать его экспериментальной деятельности или творческому развитию.
Период промышленной торговли – от 14 лет. На первый план выдвигаются денежные интересы. Обмен, продажа, торговля. И чего они только не обменивают друг у друга в этот период! От фантиков от жвачек до игрушек и книжек. Максимально проявляется в 18-20 лет.
Поэтому и общение в каждый период переносится в ту или иную область интересов. Зная об этом, взрослый легко сможет подстроиться к интересам своего ребенка, стать его другом, соратником по играм и завоевать любовь и доверие.
В юности влияние родителей уменьшается, юноша проходит этапы обособления и даже отчуждения от тех, кого он любил, происходит отстранение от родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения, – кризис независимости. Этот период драматичен не столько для ребенка, сколько для родителей. Обладая знаниями, будучи готовыми к такому развороту событий, взрослые не будут столь болезненно реагировать на «несправедливые» выпады своего взрослеющего сына, поведут себя терпеливо и отстраненно. После критических периодов контакт с родителями, как правило, восстанавливается на более сознательном уровне. Если материнская любовь является безусловной (мать любит свое дитя со всеми его несовершенствами), то отцовская любовь носит условный характер (по Фромму), он предъявляет ребенку требования, у него есть определенные ожидания. Для сохранения гармоничных отношений с отпрыском важно не переусердствовать в своих требованиях. При повышении родителями уровня контроля возрастает тревожность, страх быть раскритикованным, ошибиться и не соответствовать их ожиданиям. Могут развиться комплексы или нежелательные крены, поведенческие особенности (утаивание, ложь).
В отношениях со сверстниками: для ранней юности (16-18 лет) типично эмоционально-личностное отношение к коллективу, его сплоченности, дружбе между его членами. Далее дружеские отношения дифференцируются, дружеские связи выступают как дополнение к семейным или иным привязанностям. Трудности коммуникативного характера особенно ярко проявлены в юности и накладывают отпечаток на все дальнейшее развитие личности. Компании для совместных развлечений, обмен мнениями – вот очень важные моменты социализации для юноши. Глубокое личностное общение отличает одних, поверхностное свойственно другим.
Жаннета ГРОМСКАЯ, психолог Центра наставничества Московского гуманитарного пединститута
Советы родителям
Старайтесь не прекращать своего общения с детьми ни в какой возрастной категории. Вспомните, сколько по времени в день мы общаемся с ними, отбросив время кормления и дежурных указаний (убери, сходи в магазин). Пятнадцать минут? Тогда о каком взаимопонимании может идти речь, ведь человек, особенно подрастающий ребенок, меняется каждодневно, и вот мы уже не знаем, каковы взгляды и интересы нашего чада. Постарайтесь быть в курсе его интересов, вместе обсуждать фильмы, бытовые ситуации, проблемы, проекты – какую секцию выбрать, куда пойти учиться, какую стратегию поведения избрать с тем или иным приятелем, знакомым. Нужно, чтобы он знал, что в вашем лице всегда получит помощь и поддержку, а не столкнется с очередной насмешкой, неверием в его силы. Чаще хвалите своих детей даже за малые преодоления, им захочется тогда пойти дальше, сделать больше, получить снова и снова от вас подтверждение в их силах. Подбадривание, поддержка необходимы подростку, но вместе с уважительным отношением к его самостоятельному выбору, суждению.
Особое внимание уделите созданию семейных традиций (или следованию уже имеющимся): просмотры, походы, семейные праздники с играми, сюрпризами, театрализацией, где каждый готовил свой номер или оформлял действо. Эти незабываемые моменты счастливого единения укрепляют семейные узы, способствуют доверительным отношениям «отцов» и «детей».
Памятка родителям
1. Чаще читайте детям вслух.
2. Старайтесь выбрать книги с красочными иллюстрациями, удобным для чтения шрифтом.
3. Выбирайте для совместного чтения с детьми самые интересные эпизоды.
4. Старайтесь заинтриговать ребенка сюжетом, прерывая чтение или рассказ на самом интересном месте.
5. Показывайте детям личный пример, читайте сами как можно больше.
Комментарии