Ульяновский государственный педагогический университет – вуз во многом уникальный. И не только потому, что он старейший в регионе, не только потому, что его выпускники составляют более 80% учительского корпуса Ульяновской области. Еще два года назад УлГПУ считался неэффективным вузом, но смог сменить имидж, содержание работы, тактику и стратегию развития. И результаты этой работы уже вполне ощутимы. Так, по результатам мониторинга Минобрнауки России Ульяновский государственный педагогический университет в 2014 году выполнил шесть показателей из семи.
Позитивные изменения во многом обусловлены реализацией программы стратегического развития УлГПУ, финансово поддержанной на федеральном и региональном уровнях. Бывший ректор, а ныне президент УлГПУ, председатель Законодательного собрания Ульяновской области Анатолий Александрович Бакаев положил начало серьезной модернизации всей вузовской инфраструктуры. Его усилия продолжила Тамара Владимировна Девяткина – выпускница УлГПУ, учитель русского языка и литературы, прошедшая все ступени в сфере образования, от пионервожатой до регионального министра и заместителя председателя правительства области, курирующего социальную сферу. Богатый управленческий опыт и практическое знание ключевых проблем отечественного педагогического образования стали для нового ректора основой для принятия стратегических решений, направленных на переосмысление роли и места педагогического университета в модернизации всей системы подготовки учительских кадров в регионе.Главная идея – создание на базе вуза полноценного научно-образовательного комплекса, включающего в себя все ступени образования: от детского сада до центра переподготовки и повышения квалификации.Три года назад в УлГПУ было создано учреждение дополнительного образования по подготовке детей к школе «Кораблик». Фактически это группа кратковременного пребывания детского сада, куда родители приводят малышей на 2-3 часа. С детьми занимаются преподаватели вуза. Здесь же под руководством опытных наставников обретают свой первый педагогический опыт студенты факультета педагогики и психологии. В этом году в университете появились два лицейских класса, где также будут проходить практику студенты в качестве учителей-предметников, классных руководителей. Недавно вузу был передан областной Институт повышения квалификации, ставший факультетом дополнительного образования (кстати, он будет курировать в течение трех лет выпускников, пришедших работать в школу). 1 сентября при университете открывается свой собственный детский сад, две группы на 30 человек, здесь будут проходить полноценную практику будущие воспитатели. А через год сегодняшние дошколята пойдут в 1-й класс… в том же университете, потому что УлГПУ планирует включить в свою структуру и начальную школу. Создавая университетский комплекс, вуз стремится решить сразу несколько задач. Создать собственную базу для непрерывных педагогических практик студентов, привлекать к решению проблем сферы образования лучших преподавателей-методистов, причем не только из своего университета, тиражировать апробированные методики в образовательные учреждения региона и всей России. Наконец, предметно и целенаправленно готовить будущих абитуриентов к осознанному выбору педагогической профессии.Параллельно вуз стремится решать и другую важную задачу: установить более тесные и системные связи с образовательными учреждениями. «Педагогический университет должен работать на школу и для школы, знать ее проблемы, ставить во главу угла практико-ориентированное образование», – утверждает Тамара Девяткина. Для этого университет заключил 276 договоров о взаимодействии с образовательными организациями и предприятиями, причем не только Ульяновской области. Вуз осуществляет сетевое сотрудничество с рядом школ Ульяновска и Димитровграда, педагогическим колледжем. В школах региона университет открыл 16 базовых кафедр, в ближайшее время появятся еще пять. В вуз пообщаться со студентами, передать богатый опыт постоянно приходят лучшие педагоги области, например, народные учителя Юрий Латышев и Петр Головин, участники клуба «Учитель года Ульяновской области». Бывают и именитые гости из столицы, такие как знаменитый московский директор Евгений Ямбург, который рассказывал будущим ульяновским учителям о профессиональном стандарте педагога.По-новому организована в Ульяновском государственном педагогическом университете и сама педагогическая практика. Она начинается на 1-м курсе! Ребята ездят в школы, присматриваются к работе опытных педагогов. На 2-м курсе студенты уже проводят индивидуальную работу с учениками, например с отстающими. Сидят на уроках в школе, обсуждают с учителями, как можно было бы провести увиденный урок. 3-й курс – студенты отправляются в загородный лагерь. Три года назад были задействованы 180 человек, в этом году – 550, они составили 23 педагогических отряда. Причем сначала будущих вожатых учат всем премудростям в университетском центре «Ариадна». В этом году лучшие студенты получили уникальную возможность проходить пионерскую практику в ведущих российских детских центрах – «Орленке», «Артеке» и «Океане». 4-й курс – уже непосредственно преподавание в школе. Причем кроме вузовского руководителя практики у студента есть руководитель практики из школы, за практиканта отвечает определенный учитель. И о практике в конечном итоге отчитываются трое – сам студент, куратор от школы и куратор от университета. Еще одно важнейшее решение: разработка новой, современной модели образовательного процесса и создание новых магистерских программ подготовки педагогов. В течение всего минувшего года на тренингах и семинарах под руководством федеральных экспертов преподаватели УлГПУ занимались переосмыслением собственных подходов к построению образовательных программ и учебных планов, проектировали новую, современную образовательную среду вуза. Разработанная модель образовательного процесса была презентована на заседании Совета ректоров Приволжского федерального округа, которое, кстати, впервые состоялось в Ульяновске на базе УлГПУ, и получила высокую оценку. Приступив к внедрению новой модели, вуз внес изменения в 21 учебный план подготовки педагогов. Пересмотрены и структура учебного содержания, и логическая структура практик, а также фонды оценочных средств, содержание промежуточных и итоговых аттестаций.В подготовке будущих педагогов нет мелочей. В университете большое внимание уделяют всесторонней подготовке будущего предметника, ведь по новым стандартам школа не только дает знания в первой половине дня, но и развивает ребенка во второй. И если в условиях города легко воспользоваться помощью специалистов системы дополнительного образования, то на селе учитель просто обязан вести кружки всевозможных направлений. Выпускнику УлГПУ это сделать легко. Он может быть руководителем танцевального кружка, спортивной секции, драмкружка, вести кружок обучения игре на гитаре… Все это благодаря активной деятельности 37 студенческих объединений на базе университета. В УлГПУ два студенческих театра, студенты занимаются хореографией, вокалом, музейной педагогикой.Студентам Ульяновского государственного педагогического университета хочется позавидовать по-белому. Сколько еще интересного их ждет…
Комментарии