Всем известны слова Пифагора «цифры правят миром». Это заявление древнегреческого философа в XVIII веке подкорректировал другой мыслитель – немецкий поэт и драматург Гете, который сказал, что «миром цифры, конечно, не управляют, но они показывают, как управляется мир». Именно с этого бесспорного, на наш взгляд, высказывания мы бы и хотели начать разговор о цифровизации столичной системы образования, прежде всего договорившись, в каком смысле мы собираемся использовать данный термин. Ведь если в масштабах страны под цифровизацией школ все еще подразумевается обеспечение образовательных организаций стабильным устойчивым Интернетом, то для Москвы цифровизация – это перевод результатов работы школ в измеряемые числовые показатели, позволяющие не только объективно их оценивать, но и эффективно работать над их улучшением.
Что считать будем?В Москве госполитика в сфере образования реализуется через Государственную программу «Столичное образование», которая формировалась, исходя из интересов москвичей, их запросов на качественное образование для своих детей, а также исходя из потребностей мегаполиса в квалифицированных, умеющих творчески мыслить профессиональных кадрах, способных обеспечить конкурентоспособность города в условиях нового технологического уклада и стремительно развивающейся инновационной экономики.Но в контексте этой статьи для нас важна другая ее особенность. Все прописанные в программе «Столичное образование» задачи имеют совершенно конкретные цифровые ориентиры, а направленная на их достижение деятельность оценивается по формульной методике расчета эффективности и результативности.Следует подчеркнуть, что именно формульный подход, как уже неоднократно отмечал в своих интервью руководитель Департамента столичного образования Исаак Калина, стал основным механизмом мотивации московских школ для обеспечения высоких результатов учащихся и фундаментом для всех изменений в системе образования мегаполиса. Формула расчета субсидии на выполнение государственного задания, базирующаяся на численности учеников, позволила добиться равноправия в вопросах финансирования школ. Формульная оценка их места в рейтинге, определяющая вклад в качественное образование московских школьников, обозначила границы конкуренции и помогла избежать «уравниловки». Формульная аттестация директоров школ в совокупности с формульным расчетом их заработной платы сделали понятной и прозрачной кадровую политику в системе образования Москвы, а также помогли изменить сами подходы к финансово-хозяйственной организации работы школ и управлению образовательными организациями.Сегодня вектор развития столичной системы образования направлен на дальнейшую цифровизацию всех процессов, а перечень технологий реализации государственной политики пополнился еще одним инструментом – электронным портфолио директора школы.Цифровой эквивалентЭлектронное портфолио – это своеобразный цифровой эквивалент программы «Столичное образование», трансформирующий запланированные в ней общие результаты, к достижению которых стремится город, в конкретные цифровые ориентиры для каждой образовательной организации. Портфолио не только показывает динамику изменения показателей каждой школы по каждому из заданных направлений деятельности, тем самым превращаясь в незаменимый инструмент для анализа результатов работы управленческих школьных команд, но и помогает самим руководителям в определении приоритетных управленческих задач и оценке необходимых ресурсов для их решения.Например, программа «Столичное образование» предусматривает, что доля государственных общеобразовательных организаций, демонстрирующих высокие образовательные результаты, должна составлять в Москве не менее 55 процентов. Это значит, что получать отличные баллы за сдачу государственной итоговой аттестации, становиться призерами и победителями этапов Всероссийской олимпиады школьников должны ученики не каких-то элитных гимназий, а минимум каждой второй московской школы. А еще это значит, что больше половины московских школ должны обеспечить нужные показатели работы с детьми-инвалидами и участие большого числа обучающихся в социокультурных проектах. И это не весь перечень «значит» для этого пункта программы. Все они перечислены в виде цифровых ориентиров в портфолио директоров школ, и по каждому фиксируются цифровые результаты и динамика их изменений.В сентябре московскому электронному портфолио исполнился год, и за это время в его исключительной полезности убедились практически все руководители столичных образовательных организаций. Так, по словам директора школы «Технологии обучения» Ольги Асаяновой, это «удобный инструмент, в котором собраны все аналитические данные, помогающий планировать свою деятельность, выстраивать приоритеты и акцентировать внимание на том, что требует первоочередных решений».Для современного управленца умение оперировать цифрами и понимать, какой смысл за этими цифрами стоит, – норма. Он видит заданные в портфолио оптимальные для его школы показатели. Видит динамику изменений по этим цифрам, например, по эффективности оплаты труда, обеспечению безопасности или реализации городских проектов, обеспечивающих освоение обучающимися умений для учебы, жизни и труда в современном мире. Эти цифровые показатели не только становятся основными ориентирами в работе директора, но и гарантируют нацеленность школьных управленческих команд на важные для города результаты.
Комментарии