Четверг в Центре компьютерных технологий и информатики, структурном подразделении Нижегородского института развития образования, – самый хлопотный день недели. В свой методический день сюда приезжают нижегородские учителя информатики, чтобы получить консультацию или практическую помощь в решении своих профессиональных проблем.
Все чаще сотрудники Центра встречают среди своих подопечных молодые лица, хотя средний возраст нижегородских учителей информатики – около 45 лет. И это следствие того, что в области профессия востребована.
Уже четко отработан механизм специальных целевых программ, когда выпускники вузов возвращаются в родные места уже школьными преподавателями.
Возможности получить более глубокие знания или повысить свою квалификацию в сфере информационно-коммуникационных технологий у нижегородских педагогов обширные – Центр компьютерных технологий и информатики НИРО, региональный центр Федерации Интернет Образования и учебный центр «INTEL» ННГУ. Это касается не только преподавателей информатики, но и всех учителей-предметников, методистов, руководителей органов управления образованием различного уровня. Однако целенаправленным повышением квалификации учителей информатики (речь идет об обязательных курсах, которые каждый должен пройти раз в пять лет) занимается в Нижегородском институте развития образования Центр компьютерных технологий и информатики.
За время его работы свою квалификацию повысили здесь более 150 преподавателей информатики. 48 учителей из районов (тьюторы) прошли курсы повышения квалификации в области использования компьютерных технологий в образовании по программе «Компьютеризация сельских школ». Для них сотрудниками Центра был разработан и апробирован «Портфель тьютора» – пакет методических материалов. На сегодня силами тьюторов подготовлены к работе на современных ПК 357 учителей в районах Нижнего Новгорода и области. С тех пор как в сельские школы стала приходить новейшая техника, работы у преподавателей ЦКТ прибавилось. Информатика становится все более популярным предметом среди школьников, и сами учителя хотят больше знать и уметь, чтобы передать это своим ученикам. Так, на последние квалификационные курсы для учителей-стажистов «Методика преподавания информатики» вместо 25 по плану приехали 36 человек: восемь из Нижнего Новгорода, остальные из области. При том, что класс рассчитан на 12 компьютеров, и желательно, чтобы каждый курсант работал за отдельной машиной, работа в таком режиме сотрудников Центра «напрягает», а с другой стороны, радует – значит курсы вызывают интерес.
Повышение квалификации проводится дифференцированно, программы для опытных и начинающих разные.
Помимо традиционных курсов проводят в ЦКТ и экспериментальные – для учителей начальной школы и информатики. К обучению информатике со второго класса сейчас стремятся не только в городских, но и в сельских школах. И курсы эти, начатые в прошлом учебном году, востребованы как никогда.
Не забыты и учителя информатики, участвующие в экспериментальных программах. Мы уже писали о том, что в восьми районах Нижегородской области проходит эксперимент по профильному обучению. Многие школы избрали информационно-технологический профиль. Программа экспериментальных курсов для этих учителей особая, потому что в учебном плане таких классов на информатику выделяется значительно больше часов, чем в обычных школах: пять – в 10-м и столько же в 11-м классе. Без специализации в данном случае не обойдешься. Поэтому в ЦКТ разрабатывают различные программы экспериментальных учебных профильных курсов: основы веб-дизайна, компьютерное черчение, работа в глобальной сети «Интернет», программирование. Таким образом, учителям предлагается несколько учебных курсов, в которых и сам преподаватель попробовал бы свои силы, и ученики проявили бы интерес.
Кроме того, преподаватели Центра компьютерных технологий участвуют и в выездных обучающих курсах и семинарах, которые организует НИРО для учителей районов области. В прошлом учебном году такие «кустовые» курсы уже состоялись в Вознесенском и Перевозском районах. В связи с реализацией программы «Компьютеризация сельских школ» многие учебные заведения получили и получают хорошие комплекты современной техники.
Из областного бюджета выделяются необходимые средства на повышение квалификации педагогов. Районные органы образования, которые и посылают учителей на курсы, берут на себя командировочные расходы. Так что нижегородские педагоги повышают свой профессиональный уровень бесплатно.
Нижний Новгород
Комментарии